> Все книги  >

"Толкование притч"

Данкан Хистер

Предисловие: толкование притч 1-1. Доля нереального 1-2. Главное в конце 1-3. Притча о сеятеле 1-4. Притча о нанятых в 11-м часу работниках 1-5. Два плотника
1-6. Необычайно добрый пастырь1-7. Притчи об Израиле 1-8. Призвание благовестия 1-9. Притчи о суде 1-10. Божественность притч 1-11. Оставшиеся без ответа вопросы в притчах
2-1. Притча о блудном сыне2-2. Блудный Израиль 2-3. Раскаяние блудного сына 2-4. Заклание жирного тельца 2-5. Старший брат 3-1. Добрый Самарянин

2-4. Заклание откормленного теленка

Откормленный теленок Христа образно закалывается Богом каждый раз при нашем покаянии, когда Он снова вспоминает смерть Сына Своего и дарует нам прощение. Когда мы грешим дух Христа страдает за нас точно так же, как Он страдал на кресте и в Гефсимании (Рим 8,26). Именно такими видятся страдания души Христовой Богу, когда Он вновь подставляет Свои плечи под наши грехи (Ис 53,11). Вновь и вновь распинать в себе Христа означает, снова и снова распинать Его насмерть на кресте, тем что верующий не “воскрес” к обновленной жизни без грехов, не понимая полностью того, как Бог, победил грех крестной смертью Господа. Именно такой человек заставляет Христа страдать в душе, со слезами воздыхать так, как будто для Него не было никакой победы на кресте.

Блудный сын признает, что он согрешил “пред тобою” (Лк 15,21), точно так же, как признавал своей грех с Вирсавией Давид (Пс 50,6). Точно так же, как Давид совершенно ясно понимал, что он заслуживает смерти, так же и блудный сын хотел стать в доме отца своего всего лишь наемником. На самом деле Бог не лишил Давида жизни, а блудному сыну отец не дал возможности попросить его причислить его к наемникам (ср. Лк 15,21 со ст 19), а тут же на ноги была одета обувь, дабы между ним и наемниками было явственно видимое отличие (Лк 15,22). Бог принял обратно Свою раскаявшеюся жену, называя ее опять девой так же, как и отец в притче подчеркивает, что “этот сын мой был мертв” (Лк 15,24). Блудный сын был мертв и ожил (Лк 15,32) - точно так же, как при крещении человек воскрешается к обновленной жизни со Христом, постоянно умирая для греха и оживая для праведности Божией (Рим 6,13). Наше покаяние и последующее принятие нас Богом в крещении, должно быть похоже на раскаяние в своих грехах пред Богом в грехах, совершаемых нами в повседневной жизни, что является образом признания их на грядущем суде.

Впрочем, в повседневной рутинной жизни в борьбе с грехами и падениями, иногда очень трудно представить себе, что Бог действительно желает нашего возвращения и готов заклать откормленного теленка. Из двух предыдущих притч о потерянной овце и драхме видно, что Бог по-настоящему ищет нас, тогда как в притче о блудном сыне Он, как видно, не предпринимает ничего особенного. И все же ясная общность с предыдущими притчами являет то, что Всемогущий Бог, подобно настойчивой женщине, которая в поисках утерянной драхмы переворачивает весь дом, так же ищет нашего покаяния. В то время, когда мы тратим дни и часы в полубессознательном духовном состоянии до того момента, когда “придем в себя”, Отец настойчиво и неустанно ищет нас. И это, конечно же, должно подбадривать и укреплять нас, дабы нам не впадать в безумие духовного безразличия и греха, ибо наше безразличие вполне сравнимо с расточением имения в распутной жизни. Мы уже говорили, что притча о блудном сыне основана на Пр 29,3 (“Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение”), так что мудрость здесь приравнивается имению отца, что полностью соответствует часто встречающейся Библейской мысли о том, что духовные богатства Божии можно найти в Его мудром слове. Таким образом безразличие к Его духовным богатствам, явленным нам в слове Христовом, можно также приравнять расточению Его имения с блудницами.

Эта притча несет в себе настолько сильный эмоциональный заряд, что очень трудно представить себе, что она говорит о нашем ежедневном покаянии. И все же именно такова серьезность греха, что нам необходимо относиться к нему точно так, как о том было рассказано Господом. А для того, чтобы нам было легче понять это, притча о блудном сыне ссылается на ветхозаветную книгу Иова. Признание блудного сына, что он “согрешил против неба и пред тобою”, а также его оживление от духовной смерти (Лк 15,21,32) очень сильно напоминает Иов 33,24-30: “Тогда тело его (прощенного грешника) сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей (ср. с блудным сыном). Будет молиться Богу, и Он - милостив к нему; с радостью взирает на лице его... Он будет... говорить (как блудный сын): грешил я... и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет. Вот, все это делает Бог два-три раза (по другим переводам: “часто”) с человеком”. Нам часто приходится вновь и вновь переживать то, что было пережито блудным сыном. Вновь и вновь ради нас закалывается откормленный теленок и каждый раз мы все больше и лучше понимаем безграничность любви Отчей.

Ну, а веселье за трапезой, на которой подан закланный теленок, естественно, говорит о нашем общении с Богом после примирения с Ним благодаря нашему покаянию. Мы уже отметили, что одним из оснований для этой притчи была 2-я глава книги Осии, где о веселье по поводу возвращения блудного сына, говорится как о радости обручения, что, очевидно, является одним и тем же. Ведь именно такую радость и веселье каждый раз вызывает в нас наше покаяние, которое сравнимо лишь с радостью обручения... Точно так же, как и наши отношения с Христом в Царстве уподобляются вечно длящемуся брачному пиру.