"ЖИЗНЬ ИИСУСА"  Мелва Пуркис.

Первый прокажённый Прощение грехов Призвание Матфея Господин субботы Двенадцать Апостолов Блаженства
Закон любви Господь Жизни Послание из темницы Фарисей Симон  Последовательницы Учение в притчах
Буря на озере В Гергесе Край одежды Его Дарующий зрение Смерть Крестителя Насыщение 5000
Хлеб Жизни Крохи с господнего стола Насыщение других овец Закваска Ты - Христос "Хорошо нам быть здесь"
"Помоги моему неверию" "За меня и за себя" человек не говорил так как Этот Первый камень "И видел ты его" На пути в Иерусалим
"Кто мой ближний" Внешность чаши "Если не покаетесь" Мария. Благая часть "Где крестил Иоанн" "Когда он был ещё далеко"
"Господь здесь и зовёт тебя" "Где же девять?" Он отошёл с печалью "Закхей! сойди скорее "Она сделала, что смогла" "Царь твой грядёт"
"Какою властью?" "Кесарево кесарю, а..." "Нам хочется видеть Иисуса" Любовь до конца "Очень желал я" Гефсимания
Перед Каиафой Перед Пилатом Лобное место Третий день "Мир вам" Вознесение
 

ПЕРВЫЙ ПРОКАЖЁННЫЙ (Мк 1:35-45; Лк 4:44)

Стоя на земле, освящённой общением Иисуса с Отцом, ученики призывали Его назад в Капернаум, где в ожидании Его снова собрались толпы. Некоторые люди уже услышали об Его исчезновении, и пошли в горы следом за Петром и другими учениками. "Господи, — сказал Пётр, — все ищут Тебя".
Но Иисус не вернулся в Капернаум. Сойдя с гор, он повёл Своих учеников прочь от города по направлению к близлежащим селениям. "Пойдём в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать: ибо Я для того пришёл".
Это совершенно неожиданное решение уйти из Капернаума могло быть принято Им во время молитвы. Иисус почувствовал возникновение кризисной ситуации ещё в прошлый вечер, когда стоял у дверей дома Петра перед толпами больных людей, ожидавших прикосновения Его милостивой руки. Миссия израильского Мессии была несовместима со славой чудотворца. Его власть, проявленная Им в исцелениях людей, лишь содействовала Его более великому делу откровения истины о Царстве Его Отца и вызывала по отношению к нему полное послушание окружающих, что делало Его Царство реальным. Чудесные деяния Иисуса, сопровождавшие Его проповедование, должны были свидетельствовать всем людям о том, что Его послал Сам Бог. А поскольку первоочередной целью этих деяний было облегчение человеческих страданий, они являлись откровением Божьей любви, проявленной через Иисуса, а также залогом того дня, когда миссия Иисуса будет полностью завершена и когда, как свидетельствуют незабвенные слова Иоанна: "Смерти не будет уже; ни плача. Ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло". Если бы Иисус отступил от этой главной цели Своей миссии и пошёл навстречу временным нуждам людей, их понимание несравненно более великого спасения было бы утрачено.
Столкнувшись с этим кризисом в Своём служении, Иисус искал одиночества, чтобы помолиться и Его решение уйти было подсказано Ему Отцом. Это развитие событий оказало благотворное влияние на жителей Капернаума, поскольку оно дало им время остыть от охватившего их возбуждения и предоставило им возможность поразмыслить над Его деяниями в свете Его слов, услышанных ими в синагоге.
Так началось первое из многочисленных путешествий Иисуса по густонаселённым районам Галилеи. Оно стало началом периода Его огромной популярности. Иисус своими словами и делами поразил воображение людей. Его власть и Его имя были у всех на устах и люди стекались к Нему со всех концов Палестины и даже из-за её пределов, чтобы Его послушать. Людские толпы настолько увеличились, что Иисус уже физически не мог общаться с ними на узких извилистых улочках Галилейских городов, и посему Он вынужден был вести их на склоны гор или в пустыни. При Его приближении люди сходились к нему со всех окрестных сёл. Они стекались к Нему отовсюду, оставив в своих селениях лишь самых старых жителей для охраны имущества. Караваны, проходившие в те месяцы по дорогам Галилеи, должно быть, часто опаздывали к местам назначения. Римские чиновники и коммерсанты часто делали гневные запросы о причинах задержек движения на дорогах и столь больших скоплений людей. Но они не получали внятных объяснений, потому что все спешили к Иисусу, чтобы увидеть Его и послушать Его речи. Нетерпеливые путешественники жаждали увидеть. Того, Чьё имя было у всех на устах: "Иисус из Назарета! Иисус из Назарета!" Посреди толпившихся людей можно было увидеть множество больных; их выносили и вывозили на наскоро сколоченных носилках, на ослах и на примитивных повозках. Родители приводили своих слепых и немощных детей. Классовые различия были на время забыты, когда богатые и бедные, свободные и рабы, фарисеи и сборщики налогов стремились попасть на избранное Иисусом место для проповедования и исцеления. Даже случайно проходивший мимо прокажённый нерешительно остановился в нескольких метрах от внешнего края толпы. Нижняя часть его лица была закрыта, однако, его глаза говорили о том, что его сердце разрывалось от страстного желания быть увиденным Иисусом и очиститься.
В Евангелиях мы столь часто читаем об исцелениях больных, что порою забываем остановиться и поразмыслить над этими благородными деяниями Иисуса. Давайте представим себе, как некая женщина со своей слепой дочкой на руках продирается через толпу к Иисусу и при этом истерично кричит, потому что её усилиям препятствуют грубые и эгоистичные мужчины, которые её отталкивают. И вот, она, наконец, добралась к Нему и стоит перед Ним едва живая, но преисполненная торжествующей веры. Она с благоговением поднимает руки, чтобы дать Иисусу возможность взять ребёнка, она видит, как Его чуткие пальцы ласкают больные глаза её дочери и как Его собственные глаза сомкнулись в молитве, а когда глаза обоих открылись, маленькие глазки ребёнка смогли различить улыбку на устах Иисуса. Девочка впервые увидела окружающий её мир, который она до этого момента могла воспринимать лишь на слух и с помощью осязания. Её же мать лишилась дара речи, она едва различала Иисуса сквозь пелену слёз радости. Эти незамысловатые, но волнующие сцены повторялись день за днём и подробно обсуждались в сотнях домов. Люди приходили к Нему бледные и истощённые болезнями, а уходили здоровыми; к Нему приводили беснующихся и вопящих сумасшедших, а уходили они умиротворёнными и в здравом уме. Перед Его взором представали ужасные и отталкивающие зрелища, но Он всегда безропотно исполнял Свой долг перед людьми и при этом никогда не проявлял по отношению к ним нетерпения и никогда не уставал от них.
Во время этого милосердного служения Иисус проповедовал Царство Божье. А творимые им чудеса имели непосредственное отношение к Его учению. Он пришёл, чтобы провозгласить спасение, а также, чтобы призвать людей обратиться к Богу и стать Его детьми. Он готовил их к тому времени, когда вся земля под Его управлением будет наполнена славой Его Отца. Воистину приблизилось Царство Божье. Иисус является истинным Царём, ибо ради достижения Божьих целей Он перенёс страдания и смерть на кресте. Проповедуемое им учение является основополагающим принципом, на котором зиждется Царство Божье. Каждое сотворённое Им чудо, будь то исцеление больных или воскресение мёртвых, является прообразом окончательного уничтожения греха и победы над смертью. А каждое проявление его власти над силами природы было залогом того дня, когда все концы земли вспомнят Господа, обратятся к Нему, и Он будет править всеми народами. Эта мысль замечательно изложена в сто втором псалме, в котором слова псалмопевца в равной мере можно трактовать, как пришествие человека на страдания и как пришествие Льва из колена Иудина в качестве Царя всей земли. "Благослови, душа моя Господа, — восклицает вдохновлённый псалмопевец, — и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами". Принявшие учение Христа стали детьми Царства Божьего. В этой смертной жизни они могут стать жертвами преследований, как и Сам Господь, ибо они не от мира сего. Они живут и умирают, сохраняя уверенность в том, что день Господень наступит, и тогда сбудутся все их надежды.
И поэтому Иисус в своём учении сосредоточился на духовных качествах характера, которые должны быть присущи всем тем, кто желает стать детьми Царства. Его учение, равно как и сотворённые Им чудеса, привело всю Галилею в возбуждение. Мы знаем лишь немногое из сказанных Им слов, но этого вполне достаточно, чтобы мы поняли, почему люди стекались к Нему, чтобы Его послушать. Его слова были простыми и доступными для понимания даже ребёнку, однако, они затрагивали самые глубокие тайники человеческой души. Он излагал Своё учение, используя образы из повседневной жизни. Небо, птицы небесные, звери полевые, сеятель, пахарь, виноград и виноградари — всё это во многом содействовало оживлению Его послания жизни. Описанные Им волнующие бытовые сцены забыть невозможно, ибо они созданы на основе Его жизненного опыта и наблюдений за укладом жизни людей. Печь и подсвечник, закваска и соль, одежда и посуда наполняли Его учение яркими и живыми образами. Он также продемонстрировал Свои глубокие познания в религиозной, политической и общественной жизни. Многим из этих сцен Он придал качественно новое значение, чтобы пролить свет на некоторые духовные истины. Слушая сидящего посреди них Иисуса, Его слушатели забывали обо всём, их мысли на время выходили за пределы повседневной жизни и устремлялись к далёким горизонтам непреходящей Божьей любви и благодати. И Всемогущий Иегова переставал быть для них столь далёким. Сын открыл Его сущность любящего Отца, заботящегося о благополучии Своих детей, знающего их нужды ещё прежде, нежели они о них попросят, и в то же время желающего, чтобы они устремили на Него свои взоры, ибо Он, как и всякий отец, хотел бы увидеть радость в искренних глазах Своих детей. Он говорил им о великих деяниях, которые Отец повелел ему совершить на земле и о том дне, когда всё творение соединит свои голоса в победной песни хвалы и поклонения, и когда все раздоры, страдания и лишения мира сего уйдут в небытие, а вместо них воцарятся мир и радость. Он рассказал им, как они должны готовиться к этому дню, проявляя покорность, самодисциплину и, превыше всего, взаимную любовь, которая находит выражение в их взаимоотношениях друг к другу. Он полностью понимал, насколько трудной является задача, которую Он перед ними поставил, и посему заверил их, что им не придётся бороться с грехом в одиночку, ибо Он поможет одержать над ним победу. Глядя в искренне лицо Иисуса и чувствуя силу Его слов, Его слушатели начинали понимать, что у них есть возможность изменить свою жизнь и стать совершенно другими людьми. Зная о вдохновляющем влиянии на наши души слов Христа, которые придают нам решимость и дают нам возможность использовать скрытые в нас внутренние ресурсы, оказывая на нас огромное влияние даже в их печатном виде, мы можем обрести какое-то понятие о том невероятно сильном влиянии, которое они оказывали на тех, кто слышал их из уст Самого Господа.
Первая, упомянутая в Евангелиях встреча Иисуса с прокажённым, состоялась именно во время этого Его путешествия по Галилее, когда Он выходил из Капернаума. Сам факт приближения к Нему прокажённого во время Его милосердного служения нуждается в подробном комментарии. Прокажённые особенно опасались встречи с раввинами и другими представителями властей, которые строго следили за соблюдением свода запретов, делавшим их изгоями общества. Прокажённые были живыми мертвецами. Они не имели крыши над головой и проводили свою жалкую жизнь далеко за пределами населённых пунктов. Их волосы были взъерошены, одежда порвана, а нижняя часть лица закрыта. Хотя они и не допускались внутрь городских стен, им всё же предоставлялась возможность посещать малые синагоги, находившиеся в окрестностях городов, однако, они должны были уходить из них ещё до прихода первого поклонника. Никому не было позволено общаться с прокажёнными и подпускать их к себе ближе, чем на шесть футов. Ни одна болезнь не являлась таким ярким символом греха, как проказа, и к тем несчастным, которых постигала эта ужасная болезнь, относились скорее как к преступникам, чем как к неизлечимым больным. Многие из строгих ограничений были необходимы для предохранения людей от проказы, но на практике они выходили далеко за пределы разумного. К сожалению, религиозные вожди порою проявляли по отношению к прокажённым наибольшую жестокость, оскорбляя их как словом, так и действием. Имеется письменное свидетельство об одном раввине, отказавшемся есть яйцо, купленное на улице, по которой прошёл прокажённый. В другом описанном случае раввин хвастался, что он защитил своего приятеля от приближения к нему прокажённого, бросая в несчастного отверженного камни.
Так как прокажённый без каких-либо колебаний подошёл к Иисусу, вполне вероятным представляется то, что он в течение некоторого времени за Ним наблюдал. Он, конечно, не мог слышать то, что говорил Иисус, поскольку стоял вдалеке от толпы, однако, он понимал, что Господь говорил нечто очень важное, судя по пристальному вниманию, с каким Его слушала толпа. Он видел множество больных людей, которых вели и несли на середину толпы, но никто из них не выходил оттуда больным, вместо этого выходили радостные люди с пустыми носилками. Постепенно в сокрушённом сердце прокажённого начала пробуждаться надежда. Но как ему попасть к этому великому целителю? Этот человек, возвращающий зрение слепым и разум безумным, а также исцеляющий парализованных, которые уходили от Него, воздавая хвалу Богу, — только он может восстановить его гниющую плоть и избавить его от медленной смерти. По прошествии нескольких часов его вера ещё более укрепилась, и он был готов действовать. Стоявшие неподалеку от него люди пришли в ужас от его леденящего душу крика: "Нечист! Нечист!" однако, это уже не были монотонные крики отчаяния, но настойчивые и торжествующие возгласы. Толпа расступилась, образовав для него дорогу, ведущую прямо к Иисусу. Наконец он предстал перед Ним испуганный собственной смелостью и с ужасными следами на лице, которые ему оставила болезнь. Глядя в глаза Иисуса, он обрёл ещё большую уверенность. Он пал перед Ним на лицо своё и с верою воскликнул: "Господи, если хочешь, можешь меня очистить". Несколько безмолвных секунд показались ему вечностью. И тут он явственно ощутил на своей изувеченной плоти прикосновение нежных рук — первое прикосновение человеческих рук за многие годы и услышал голос Иисуса. Сказанные прокажённым слова "если хочешь" взволновали Господа. Последовал Его ответ: "Хочу, очистись". И после этих властных слов изувеченная плоть исчезла, а иссечённое рубцами и истощённое тело прокажённого засияло здоровьем.
Возможно ли с такой же лёгкостью устранить душевную проказу, находящуюся внутри нас? Нет. Для этого нужно долго и упорно работать над собой, а Христос лишь может послужить нам, оказывая нужную помощь. Победу над грехом можно одержать лишь в том случае, если наше желание духовного здоровья будет таким же сильным, каким было желание прокажённого обрести совершенство физическое. Ибо ответ Господа: "Хочу" на возглас: "Если хочешь, можешь меня очистить", не потерял свою действенность и в наши дни.
Иисус строго приказал исцелённому человеку никому не говорить о своём выздоровлении, что могло показаться странным для толпы, наблюдавшей за этим чудом. Это приказание можно истолковать двояко. Матфей повествует о подобной скрытности Иисуса и относит её к исполнению пророчества Исаии, имевшего прямое отношение к Господу. "Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его". К нему стекались тысячи людей, но Он никогда не делал открытых заявлений о Своей власти, чтобы увеличить Свою популярность. Второе толкование имеется в Евангелии от Марка, там, где он описывает исцеление слепого в Вифсаиде. В этом случае Иисус отослал исцеленного человека домой, дав ему следующее указание: "Не заходи в селение и не рассказывай никому в селении". Человек, ставший объектом чудесного исцеления, мог ходить по разным городам и селениям и хвалиться своим выздоровлением, что могло стать предметом нездорового интереса и спекуляций. Для его духовного здоровья ничего худшего и быть не могло. Если бы можно было убедить исцелённого человека не разглашать своего чудесного выздоровления, но тихо пойти домой и поразмыслить над ним, а также воздать хвалу и поклониться Небесному Отцу, тогда он стал бы на прямой путь к полному духовному исцелению.
Иисус послал бывшего прокажённого к священнику, чтобы тот совершил жертвоприношения птиц и ягнят в соответствии с законом Моисеевым. Завеса в храме ещё не разодралась, и с характерным Ему уважением Божьих заповедей Иисус признавал тех служителей, которые постоянно составляли против Него заговоры. Если бы священник, принявший выздоровевшего прокажённого, имел глаза, чтобы видеть, он непременно узнал бы посланника израильского Мессии, пришедшего к нему с не подлежащими сомнению верительными грамотами. Но, насколько мы знаем, он, как и многие другие его коллеги, беспокоился лишь о своей должности.