Правильно начать



Каждому из нас из опыта известно, как важно начало каждого дня, как важно начало любого дела. Именно поэтому так важно понимание основ Евангелия перед нашим крещением. В еврейской Библии очень часто встречаются слова, «встал рано утром». Сронг (составитель «Конкорданса, Симфонии» на английском языке), определяет значение еврейского слова «шокам», переводимого как «встать рано», как «подставлять плечо под ношу… взваливать что-то на спину» (1). И здесь видна очевидная общность с мыслью Господа о ежедневном взятии креста, ибо, как раз это и подразумевается под взятием креста утром (Лк 9:23; любой современный перевод). Каждое утро в течение 4000 лет люди встают, чтобы подставить свои плечи под ношу, чтобы взвалить на свою спину повседневное «иго». Впрочем Господь ясно сказал, что для человечества должно быть настоящим бременем – Его крест. На деле, разве это не должно означать, что мы каждое утро сознательно являем всем, как взваливаем на себя Его крест? Такое представление не обязательно ведет к чему-то ужасно неподъемному, ибо Сам Господь говорил об этой ноше, что иго Его легко! И в этом, возможно, состоит самый изумительный парадокс духовной жизни – как бы ни казался неподъемным и непосильным Его крест, самоотверженность и самопожертвование… все это на самом деле «легко», намного легче, чем бремена закона, которыми фарисейские религии накладывали, и накладывают, на людей.
Так может быть всем нам стоит, когда просыпаемся, делать осознанное усилие, чтобы задуматься о ежедневном несении креста? При пробуждении Иов сознавал, что Бог «посещает» нас каждое утро, что Он «ищет» нас (Иов 7:18,21). Благодаря своим страданиям (как страдаем и все мы подчас), Иов пришел к глубокому пониманию сущности Бога, и я полагаю, что понимание того, что Бог «посещает» и «ищет» нас каждое утро, на самом деле стоит многого.
Хорошо, если Бог не найдет нас утром в суете, занятыми и озабоченными своими делами, совсем не думающими о Нем. Сознавая это, Давид дал Богу обещание, которое может дать и каждый из нас: «Господи! рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и буду ожидать» (Пс 5:4). Вспоминаем ли мы о Боге, когда по звону будильника вскакиваем с постели, бежим в ванную, а потом на кухню, чтобы затем помчаться на работу? Слова: «услышь», «предстану», «буду ожидать» - все говорят о вдумчивом отношении к Отцу. В Псалтири можно найти и другие примеры того, как Давид следил за собой, за тем, как молиться Богу: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять» (Пс 54:18); «я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою» (Пс 58:17); «рано утром молитва моя предваряет Тебя» (Пс 87:14); «благо… возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи» (Пс 91:1-2); «предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю» (Пс 118:147). Подобный самоконтроль – сущность жизни настоящего Христианина. Только так можно осознать каждым утром, что Бог есть наша «мышца», сила и спасение (Ис 33:2). Милость и верность Божия обновляется каждый день, о чем и размышляет праведник (Плач 3:23), ибо милость Божия круглосуточная! Точно так же становится истинной и то, что Бог «каждое утро являет суд Свой неизменно» (Соф 3:5), когда верующий каждое утро размышляет над Его словом.
Возвращаясь к Давиду. Он ожидал услышать милость Божию каждое утро, и узнать путь, по которому идти, только потому, что каждое утро возносил к Богу душу свою (Пс 142:8). Все это было примером для повседневной жизни Самого Господа, Который также рано вставал для молитвы (Мк 1:35). В Ис 50:4 прорекается о Господе Иисусе, что Бог каждое утро пробуждает ухо Его, чтобы Он «слушал, подобно учащимся». Последние слова – явный призыв к ученикам, поступать так же, как поступал, не переставая учиться, их Господь. Следующие два стиха продолжают пророчествовать о том, к чему привело ежедневное обучение: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис 50:5,6). Таким образом, мы опять возвращаемся к кресту, к жизни с крестом на плечах, к жизни, как результату наших утренних размышлений. Господь повелел нам нести крест потому, что Он и Сам нес его, нес Свой крест каждое, каждое утро. О неверующем мире неоднократно говорится, что он идет кривыми, развращенными путями (Лк 3:5; Деян 2:40; Флп 2:15 и часто в Притчах). Несуетное правильное начало каждого дня является залогом того, что мы пойдем прямым путем, по следам херувима, а идя по этому прямому пути, у нас не появится преткновений (Евр 12:13).
Вместе с появлением электрического освещения, а теперь еще и интернета, многие люди по своей природе предпочитают быть «совами», ведя ночной образ жизни. Они поздно ложатся, и поздно встают. Однако такую жизнь не вели в Библейские времена. Не думаю, что она полезна физическому и духовному здоровью, не думаю, что она и просто естественна. Как часто случается так, что встав поздно, вы довольны этим? Как часто, проспав нужное время, вы понимаете, что весь день пойдет кувырком, и вы ничего не сделаете из того, что задумывали? Самые духовные люди, из известных мне, встают очень рано, молятся, читают Библию и размышляют. Думаю, что все это гораздо лучше делать утром, чем после обеда, ибо откладывание всего этого на послеобеденное время, искушает и встать попозже, да и начать день на менее низком духовном уровне (что отразиться и на всем дне). По крайней мере, прошу, чтобы вы задумались обо всем этом… ибо то, как мы живем сегодня, имеет прямое отношение на то, как будем жить и в вечности. Рано утром вставал Авраам, который поставлен примером для всех нас. Часто, то же самое говорится о Моисее и Иисусе Навине. Существует и другое еврейское слово для описания «встать рано утром» («кум»), которое, похоже, просто буквально означает «встать». И, что важно, полагаю, что это слово говорит о неверующих, когда они встают, чтобы что-то сделать. Представление о «шокам», о вставании рано и о возложении повседневного бремени, очень подходит к описанию особенностей праведников.
То, о чем мы думаем по утрам, являются чудесным индикатором отношений с Богом. Интересно, но Израиль обвинялся в том, к чему стремился делать по утрам. А по утрам они мечтали о женах ближнего своего (Иер 5:8, евр.; Ос 7:6), думали о том, как с утра напиться (Ис 5:11), думали о том, как сотворить зло и несправедливость (Иер 21:12; Мих 2:1). И вот, что примечательно – Богу было совсем не угодно, что Его народ думает и поступает именно так, да еще с утра. Возможно, что Соф 3:7 является самым выразительным местом, ибо здесь Бог обвиняет Свой народ за то, что они встают рано утром (в синодальном переводе: «прилежно старались»), чтобы испортить свои «действия» (поступки), несмотря на то, что Бог с раннего утра открывал им свое слово (Соф 3:5). Им просто было не до того, чтобы видеть, что Бог являет им каждый день.
А что сказать о нас? Бог приготовил каждому из нас огромные возможности, мы же склонны, в неумении сконцентрироваться на действительно необходимом в повседневных делах и заботах, размениваться по мелочам.
Несколько раз Бог говорит, как Он встает рано утром, чтобы каждый день, после того как Израиль вышел из Египта, послать к ним пророков (2Пар 36:15; Иер 7:13,25). Образ подчеркнуто ясен – Сам Бог вставал рано каждый день, чтобы учить и призывать Свой народ (Иер 32:33). Будильники изменили наши понятия. Вы когда-нибудь просыпались до рассвета без будильника? Это можно сделать лишь в том случае, если у вас глубоко внутри заложено, что вам обязательно нужно встать рано. Вы плохо спите, часто просыпаетесь и удивляетесь, что еще не время вставать. А отсюда слова, «вставать рано», легко понимались как образ выражения душевного напряжения. И Бог поступает так каждый день веками…. Этот образ раннего вставания, является основой притчи Господа в Мф 20:1, где Бог уподобляется рано встающему хозяину дома, чтобы нанять работников. Именно так делал Бог через служение Своего слова, ибо каждое утро это слово призывает нас работать для Него в Его винограднике. Израиль не замечал, какое огромное напряжение было заложено Богом в Его слове. Не замечал, что Он каждое утро вставал рано, чтобы учить их. Очень легко недопонять значения вдохновения Библии. Ведь можно думать, что Бог когда-то вдохнул первоначально написанное, и оставил все, как есть. На самом же деле все продолжается, а потому и ни с чем не соизмеримый выход энергии Бога касается также и нас.
А мы, в нашей неорганизованной и суетной жизни не находим даже времени для ежедневного чтения Его слова?! Если Иов ценил слово Божие гораздо больше, чем свою повседневную пищу, то и для нас тоже, регулярное общение с Его словом должно стать неотъемлемой частью нашей жизни.
Однако, важно не только то, как мы начинаем свой день. По закону Моисееву необходимо было приносить жертвоприношение утром и вечером, в начале и конце рабочего дня (2). Бог предупредил их, чтобы к этому «постоянному всесожжению» не относились менее серьезно при других жертвоприношениях (Числ 28:10 и т.д.) Для меня в этом есть серьезное назидание: ничто не должно нарушать регулярного и вдумчивого начала и конца каждого дня, посвященного Господу.
Недавно, мы вместе с чудесными братьями и сестрами, пытались поскорее завершить работы по завершению ремонта дома, оставалось лишь поштукатурить и покрасить его. Мы работали буквально день и ночь, после чего были вынуждены признать, что в эти дни мы мало и не усердно молились, да и Библию читали невнимательно. Само собой, что в эти дни мы утешали себя, что работаем для Господа… что, впрочем, так и было. И все же я думаю, что «постоянное всесожжение» посвящения времени Господу, молитва и чтение Библии, не должны пропускаться, или быть поверхностными.
Я призываю всех нас начинать каждый день с «спокойных часов» общения с Богом, который укрепит нас и поддержит в самоуправлении и самоорганизации, чтобы мы могли больше и глубже пропитываться знанием Иисуса, нашего лучшего друга, вдохновенного брата, Спасителя и Сына Божия.

Примечания
(1) Отсюда в Быт 21:14 есть игра слов, где слово «шокам» встречается дважды. Авраам «встал рано» («шокам») утром, взял хлеб, мех воды, и дал Агари, «положив ей на плечи» («шокам»). Я вижу в этом, что Аврааму действительно было больно возлагать все это на Агарь, отпуская с нею отрока.


(2) Возможно многих интересует вопрос, почему у евреев день начинается с захода солнца и кончается утром. Я просмотрел комментарии на сей счет. Ответ, в основном, указывает на начало творения, подразумевая, что Бог начал творить в первый день в темноте, а потому вечер и утро стали первым днем (Быт 1:5). Что и стало правилом. Бог начал творить всех нас во мраке, чтобы привести к свету. Интересно, что слово «эхад», переведенное в Быт 1:5 как «один», означает также «одно» (целое). Два периода, день и ночь, стали одним, целым днем. Свет и мрак, сотворенное и еще нет, уже достигнутое и еще то, чего предстоит достичь – все это как-то объединяется у Бога в понимании наших дней.

Размышления на дороге

Правильно начать

Обилие благодати

Ошеломление

Удивление

«Это есть любовь»