> Все книги  >

"ПРИНЦИПЫ И ПРИТЧИ" Ислип Кольер

 1. Путеводитель по жизни 9. Не оглядывайся назад 2.4. Сердце 2.12. Милость и доброта
 2. Равновесие 10. Принципы братства 2.5. Борение 2.13. Умение владеть собой
 3. Более существенные вопросы 11. "Оправдание" противоречий 2.6. Друзья 2.14. Служение Богу
 4. “Сердце обманчиво” 12. Значение жертвы 2.7. Отцы и дети 2.15. Семь зол
 5. “Язык лжив” (Прит.26:28) 13. Приложение принципов 2.8. Прилежание и лень 2.16. Сердце мудрого
 6. Блажен дающий 2.1. Старое и новое 2.9.Речь 2.17. “Упрекни мудрого..."
 7. Церковь Бога - Тело единое 2.2. Притчи о Боге 2.10. Правосудие 2.18. “Отвергший Слово сгинет”
 8. Делающие одно дело 2.3. Мудрость и знание 2.11. Благословение 2.19. Повседневная мудрость
13. УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ
Сенека написал три книги о гневе, но Маколей сомневался, чтобы они кого-то удержали от проявления гнева. Соломон написал лишь несколько мудрых стихов, но многие от них почерпнули. “Вспыльчивый может сделать глупость” (Прит.14:17). “У терпеливого человека много разума” (Прит.14:29). “Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города” (Прит.16:32).
Обращаясь к умению владеть собой, мы заглядываем прямо в корень: все так или иначе подвержены гневливости, но не все способны держать себя в руках.
Для человека естественно раздражаться от угрозы своим интересам и возмущаться малейшим неуважением к их достоинству и делам. Наблюдая за неподозревающим об этом человеком всегда можно отметить проявления первобытных черт поведения, свойственных животным – на уровне природных инстинктов. Даже птички в гнезде ссорятся. Справедливо, однако, было бы отметить, что животные и птицы иногда могут преподать нам урок. Человек, со всем его багажом знаний и возможностью понимать, остается никчемным спорщиком. Его эгоизм превосходит все, что можно наблюдать у животных и никак не соответствует требованиям момента – негодование длится слишком долго. Часто оно подогревается искусственно, как при развернутых военных действиях. И в своем поиске оружия, которым бы можно было поразить вызвавшего его гнев, он находит несоразмерное с обидой, ему нанесенной, – животные до этого не опускаются.
Не будучи сдерживаемы страхом, друзьями или внутренними устоями совести, люди выражают гнев в самой неприличной форме. Царский гнев стал притчей во языцех, – простые люди удерживаются страхом получить отпор от противника или начетов со стороны закона. И люди и народы часто “хотят побить, но боятся нанести удар”, не ведая размаха грядущих бед. В менее значительных столкновениях опасаются насмешек за глупый вид. Защищаемые законом, они находят удовольствие в дальнейшем раззадоривании жертвы, наблюдая его бессильную ярость. Иногда те заходят слишком далеко и, отбросив осторожность и, забыв о последствиях, дают выход накопившейся ярости. Трагедия почти неминуема.
Люди, хорошо знающие христианские принципы или обыкновенную житейскую мудрость, удерживаются от подобной экспрессии, как словом, так и делом. Они сознают и, возможно даже завидуют выдержке и хладнокровию оппонента. Будучи провоцируемы, они, с большим или меньшим успехом, скрывают чувство охватывающего возмущения. Действует ли тут христианский принцип или имеет место житейская мудрость? В самом ли деле гнев удержан или перешел в смертельную обиду, еще более страшную, чем имела место? У ярости много форм и способов выражения. Может это была минутная вспышка и, если обстоятельства благоприятствуют, она не оставит следа. А то, бывает, после ссоры противники становятся друзьями. Но иные выплески оставляют след на всю жизнь. Несколько раздраженных слов, не соответствующих по накалу незначительности ссоры, портят отношения на годы вперед. Сказавший их устрашился бы, знай он наперед, к чему это приведет. Таким людям полезно помнить предупреждение Духа Святого не – спешить в гневе.
Гнев неудержимо нарастает, если человек настроился на отмщение, – и даже усугубляется привлечением рассудка, тогда как ранее вовлечены были лишь чувства; месть станет еще изощреннее, опаснее. Для нас есть духовное руководство, Иаков так комментировал происки его сынов: “Да будет проклят их гнев, ибо он от жестокости”.
В менее опасных случаях, когда слова служат единственным средством облегчения, можно поздравить себя с маленькой победой над собой: все-таки благодаря самоконтролю было выбрано воспользоваться силой слова, а не яростью духа. Гораздо больше чувства возмущенности слышится в горьких словах упрека, чем в поспешных и беспорядочных фразах внезапного приступа гнева. Обида в словесном выражении длится дольше и облегчение глубже.
Ярость лучше утоляется, когда человек не только проявляет хладнокровие, но и находит верный тон в поведении. Есть понятие “праведного гнева” и “глубокой ненависти”. По мнению апостола можно сердиться и не грешить при этом. Это и бывает с тем, кто держит себя в руках. Лучше всего это удается тем, кто помнит в эти минуты Христа. Если упрек или протест уместны – нужно высказать их, если ситуация требует мягкого ответа – его и нужно дать. Если к моменту как нельзя лучше подходит фраза “молчание – золото”, то стоит пожертвовать “сокрушительным” ответом, как назло своевременно пришедшим на ум. Это большое искушение для многих. И так случается, что именно хладнокровие дает шанс таким ответам. Подействует ли эта реплика на противника так, как ожидается или только даст облегчение самому себе да “порадует” слушателей? Если так – то лучше сдержаться, ибо такие слова никогда не проходят бесследно: если не принесут добра, то зло неизбежно возымеет место.
В жизни всегда найдется место благородному гневу: искажения содержания нашей религии, лицемерие политиков, извращенное правосудие и мерзость войн. Жестокость и несправедливость идут рука об руку с профессиями, призванными служить добру и милосердию, а преувеличенная праведность прикрывает бесчестие. Всегда есть люди, пренебрегающие добрыми делами и подменяющие их внешними проявлениями набожности, как то: соблюдение Субботы в древности и похожие “святые” дела в наше время. Чаще всего все это отвечает личным чувствам или практическому расчету и весьма широко распространено. Братьев часто возмущают подобные извращения Правды. Как было бы хорошо, если бы это было единственным проявлением гневливости!
К сожалению, даже в рамках Правды случается проскочить резкому слову: небольшое разногласие и короткий спор и вот уже срываются покровы мудрости… Иногда это вспышка мимолетна и быстро проходит; иногда обида затягивается и превращается во вражду. Похоже не найти лучших слов, чем те, что произнес умирающий патриарх: “Да будет проклят их гнев, ибо он от жестокости”.