1 Жизнь Иисуса Навина || 2 Повиновение закону || 3 Давление со стороны || 4 Иисус Навин - пример для нас || 5 Иисус Навин – возможный Мессия? || 6 Иисус Навин и имя Божие  || 7 Раав и падение Иерихона

 

3 Давление со стороны

Иисус Навин, как и многие современные Христиане, был склонен поддаваться давлению со стороны, влиянию чужого мнения, желанию оправдать ожидания людей, особенно тогда, когда возникали непредвиденные положения. Так он говорил Израильтянам, что они сделали доброе дело, прогнав от себя все племена, тогда как они продолжали поклоняться идолам и не до конца прогнали народы. Только на своем смертном одре он прямо упрекнул их в грехах. Еще один пример наивности Иисуса Навина можно найти в Исх 32,17,18, где из его слов видно, что он думал об Израиле гораздо лучше, чем то было на самом деле. Он перепутал голоса шумного поклонения идолам с военным криком, и тут же получил упрек от Моисея за свою наивность. Он дал ввести себя в заблуждение начальникам Израиля в неверном решении о первоначальном нападении на Гай, а так же дав себя обмануть жителям Гаваона. И все же он, с присущей молодости дерзостью, противостал давлению со стороны начальников Израиля, когда с верой настаивал на том, что Израиль может и должен войти в Ханаанские земли. В то время остальные князья народа должно быть оказывали на него сильное давление, чтобы он согласился с ними. Однако тогда о нем было сказано, что “в нем был иной дух”, чем у всех остальных (Числ 14,24). Похоже, что с возрастом этот дух был постепенно им утерян.

В Пс 1,1-3 Давид несколько раз намекает на Иисуса Навина. Он говорит, что человек размышляющий о законе Божием день и ночь будет успешен в путях своих, употребляя то же самое еврейское слово “успеет”, что встречается и в Нав 1,8, “успешен”, где Бог дает заповеди Иисусу. Однако, Давид замечает, что такой человек “не ходит на совет нечестивых”, не позволяет давить на себя со стороны. Так что то, что Иисус Навин позволял в последние годы жизни оказывать на себя влияние со стороны, говорит о том, что он все же не исполнил всего, заповеданного ему.

Забывчивость

Иисусу Навину было заповедано быть твердым и мужественным, не страшиться и не ужасаться. Однако, похоже, он был склонен забывать все эти наставления, что видно из того, что Бог неоднократно напоминал ему об этом, как и о исполнении, поставленных перед ним задач. Возможно, именно по этой причине его имя не упоминается среди верных в 11-й главе Послания к Евреям. И это, конечно же, предупреждение для всех нас. Ибо и мы призваны к исполнению определенных, поставленных перед нами задач. Будь то образование семьи Божией, образование экклесии, преодоление какого-то порока... все препятствия будет преодолены нами, любое место, куда бы ни ступала наша нога, станет благословенным... если только мы по-настоящему будем верить в то, что с нами Бог. Однако слишком часто мы уподобляемся Иисусу Навину, полностью не веря, что с нами Бог, и что Он действует в нас и через нас. У нас опускаются руки, когда мы слышим чужое мнение, когда подвергаемся давлению со стороны, когда начинаем беспокоиться о том, что нам не хватит сил или возможностей, когда приходим в отчаянии от случайных неудач, постоянно забывая о том, что преодолеть все эти трудности можно лишь с твердой верой в основные обетования Божии, данные Им нам в самом начале. Когда мы задумываемся над сказанным в Пс 90, тогда страх Иисуса Навина становится вещью, заслуживающей еще большего порицания. В этом псалме Моисей говорит о Иисусе Навине, как о человеке, живущем под кровом, под сенью Всевышнего, или же в скинии Божией (Пс 90,1 = Исх 33,11), который именно по этой причине был чудом избавлен от всех опасностей перехода через пустыню. Тысячи ровесников Иисуса Навина умерли от различных язв, поражавших их во время путешествия, которые обходили его стороной (Пс 90,5-8). А посему Моисей заповедовал ему не бояться (Пс 90,5), возможно, в это время думая о давлении со стороны, будучи уверен, что истинный Бог без сомнения услышит молитвы Иисуса (Пс 90,14,15). Чудо того, что за годы путешествия по пустыне ни одна язва и ни одна зараза не приблизились к нему, должно было укреплять в нем веру и бесстрашие. Однако из описания последних лет его жизни следует, что он очень часто оказывался добычей страха. Впрочем, то же самое происходит и с нами, когда мы забываем пережитое, забываем случаи, когда Отец укреплял в нас веру, с которой мы могли бы смело встречать все беды в будущем. К сожалению мы не всегда усваиваем наставления так, как должно было бы усвоить их.