> Все книги  >

"На Основах Библии"

Руководство для духовного роста

Данкан Хистер

Занятие 5 : Молитва

5.1. Принцип восхваления5.4. Удовлетворение от исполненной молитвы
5.2. Сущность молитвы5.5. Передача молитвы
5.3. Молитва: несколько практических моментов

5.6. Некоторые образцы молитв


5.2. Сущность молитвы

Очень часто существует обратная связь между тем, как мы используем язык и как Бог использует его в Писаниях – Его использование слов и идей очень отличается от нашего. Способ, которым мы задумываем молитву, – основной пример. Мы имеем тенденцию думать об этом как о сознательной формулировке слов, когда мы говорим или формируем их в сознании, прося Бога о чем-то особенном. Возможно, Бог смотрит на молитву по-другому. Если это наша молитва, возникает огромное количество трудных вопросов, когда мы исследуем наш опыт молитвы. Часто Бог отвечает на нашу молитву тогда, когда мы верим в то, что это действительно произойдет. В другой раз нам кажется, что Бог услышал молитву и сделал что-нибудь в нашей жизни, но совсем не то, о чем мы просили. Или ( очень часто) обнаруживаем, что мы попросили в молитве что-то такое, что недавно считали совсем неподходящим, а позже было благословением именно то, что на такие молитвы мы не получили ответа.

Молитва: не только слова

Мое предположение: молитва не обязательно включает какие-то особенные слова. Кажется, что большинство “молитв” в Библии не являются особенными, устными диалогами или просьбами. Пример – “Молитва Господа”. Лучший способ объяснить то, что я имею в виду, это привести примеры:

•  Иона молился, – но он только “обратился к Богу” (как об этом говорил Соломон) и признал свою слабость. Он не просил чего-то особенного. И еще нам сказано, что ответом на его молитву стало то, что рыба извергла его на сухую землю (Ион.2:10). Бог именно так истолковал просьбу Ионы.

•  Авраам молился за город Содом, чтобы спасти десять праведников, которые могли бы быть там (Быт.19:24). Он не упоминал то, что было его сердечным желанием – спасение Лота . Но Бог распознал скрытый смысл его молитвы и спас Лота. Хотя Авраам и не знал, за что молиться и просил не за то, чего он в действительности хотел добиться, т.е. спасения Лота.

•  “Остался я один ” – был плач, обращенный Илии к Богу, когда он осознал глубину вероотступничества Израиля (3Цар.19:10). Но это было понято Богом как просьба об осуждении Израиля (Римл.11:2,3). Бог прочитал то, что было в сердце Илии, и посчитал это за его молитву.

•  Пс.6:9,10 проводит параллель между плачем Давида и его молитвой, которая возносится и принимается Богом. Несомненно, его плач не включал большого количества устных просьб. Но Бог слышал “голос плача моего… Господь примет молитву мою”.

•  Иосия горевал о грехах Израиля, и Бог расценил это, как если бы Иосия молился за то, чтобы отсрочить суд, хотя он ожидал, чтобы суд состоялся во время его жизни (4Цар.22:19).

•  Бог слышал плач (который часто использовали в молитве) Израиля в Египте (Пс.105:44). Их жалоба , хотя она и была высказана во время идолослужения и содержала небольшое количество истинной веры, была расценена Богом как их молитва и Он ответил, освободив их. В Ис.64:3 говорится о том, что освобождение (исход) было чем-то таким, чего Израиль не искал. Они не просили об этом, но Бог понял стоны, стенания, как если бы они специально просили об этом, позволил им уйти из Египта, хотя в действительности об этом не просили, и “ответ” на “молитву” стал для них неожиданностью.

•  Жалоба доверчивых рабочих, обманываемых своими хозяевами, параллельна выплате зарплаты, которую им задолжали. Этот вопль входит в уши Господа- судьи (Иак.5:4). Ситуация была засчитана как молитва братьев против тех, кто обманывал и эксплуатировал их.

•  Валаам в своем сердце не хотел благословить Израиль; но хотел проклясть их, чтобы получить богатства, которые Валак обещал ему, если он сделает это. Валаам знал, что если Бог приказал ему благословить Израиль, то невозможно изменить события. Но Бог сказал, что Он отказался слышать молитву Валаама о проклятии Израиля (Нав.24:10). Кажется, Бог прочитал тайну Валаама, неожиданно ставшую молитвой к Нему.

•  Езекия обрисовал ситуацию перед Богом в молитве, когда он был окружен ассирийцами и попросил избавления от них. Но Бог рассмотрел его положение и молитву совсем в другом свете: “Презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона (Езекия и верующие, которые остались в Израиле); вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима” (4Цар.19:21). Отчаянная просьба Езекии об избавлении (“Боже наш спаси нас от руки его”) была рассмотрена, как если бы он покачал головой (указал) на Сеннахирима. Бог видит наши молитвы и понимает их иначе, чем мы сами. Езекия представил ситуацию перед Богом: “Приклони, Господь, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои, и воззри” (Ис.37:17). И это было понято, как его молитва Богу против Сеннахирима (царя Ассирийского) (Ис.37:21).

•  Подобно этому, когда Езекия был смертельно болен, “он плакал” и просил Бога вспомнить, что он прожил хорошую жизнь. Он не излагал это как какую-то особенную просьбу. Но Бог “услышал Его молитву”, Он дал ему (Езекии) выздоровление и пообещал избавить Израиль от ассирийцев (Ис.38:4,5). Кажется, что Езекия не требовал выполнения именно этих вещей, возможно, в своем сердце Езекия отметил: “Я ходил путями праведными, поэтому спаси Израиль от смерти за мою праведность и излечи меня от болезни, чтобы я мог сделать это для них, и они могли разделить мое спасение”. И Бог услышал голос его разума как молитву и пообещал исцелить Езекию и спасти Иудею. Позиция Езекии в то время полностью совпадала с позицией Господа Иисуса. В Ис.53 содержатся сведения об Езекии того времени.

•  Корнилий принес свои дары и милостыни, и Петр был послан учить его Писанию и крестить его (Деян.10:4). Это предполагает, что наши добрые дела рассматриваются как выражение нашей сущности, и трактуются как молитвы, хотя эти хорошие поступки не выражены устными просьбами. Сомнительно, что Корнилий специально молился за то, чтобы ему были даны более глубокие знания и возможность крещения. Но именно так его молитвы были поняты Богом, и это невыраженное желание было истолковано, на него было отвечено.

•  Давид имел свое представление о Царстве: “Чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей” (Пс.26:4). Он не рассматривал Царство как вечное обетование, но расспрашивал более подробно Бога о нем.

•  Когда священники времен Езекии благословляли людей, “…взошла молитва их в святое жилище Его (Бога) на небеса” (2Пар.30:27). Но благословение людей не было обращением к Богу с молитвой, священники обращались к людям со словами: “Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя” (Числ.6:24,25). Однако Бог видел в словах священников молитву. Также и наши слова “Бог благословит тебя”, обращенные к брату, дом которого мы покидаем, Бог может посчитать молитвой и предпринять что-либо по этому поводу. Но это совсем не то, как мы понимаем молитву. Духовное общение друг с другом также рассматривалось Богом как молитва к Нему (Мал.3:16). Это может объяснить загадочные слова из 1Цар.20:12,13: “И сказал Ионафан Давиду: жив Господь, Бог Израилев… выпытаю у отца моего… если же отец мой замышляет сделать тебе зло, и это открою тебе в уши твои, и отпущу тебя, и тогда иди с миром: и да будет Господь с тобою”. Беседа Ионафана с Давидом, кажется, соединилась с молитвой Богу, и разговор прочитан Богом как молитва.

•  Кровь Авеля воззвала к Богу, и это тоже было своеобразной молитвой. Происшедшее было обращением к Богу, как если бы Авель обратился к Богу в молитве с просьбой о возмездии, хотя он был мертв. В Иак.5:4 дан очень ясный пример подобного происшествия: “Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет , и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа”. Вопли их платы были их воплями; ситуация была прочитана Богом, как будто бы это была их молитва. Или еще один пример, когда Бог видел страдания Израиля, слышал их плач у Чермного моря (Неем.9:9); наблюдение за ситуацией или то, что Бог слышал молитву – одно и то же.

•  Понимая это, Аса в те дни, когда ему было хорошо, не просил Бога вмешаться и помочь; когда он столкнулся с кризисом вторжения ефиоплян. Он показал свою веру в законах Божьего знания: “Господи, не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? Помоги же нам, Господи, Боже наш” (2Пар.14:11). Это не перечисление актуальных проблем, а в большей степени молитва, перечисление с верой основных характеристик Бога. Обращаясь к земному: “Пусть машина едет! Заставь машину поехать!” – покажи путь в духовной зрелости к хвалебному перечислению характеристик Бога, с почти случайным упоминанием той властной ситуации, в которой мы находимся. Мы будем просить в Духе, не делая конкретного определения. В Ин.11:21,22 – отличный пример. Марфа понимает, что Иисус в силах помочь, и она обращается с молитвой к Нему (Ин.11:22 ср. 16:23). В ее слепой, отчаянной просьбе, которая наполняет ее сердце, нет ничего очевидного: она просто хочет вернуть Лазаря. Она знает, что Господь в состоянии сделать это, и она знает, что ее желание будет услышано.

•  Хананеянка просто молится: “Господи, помоги мне”. Ответ Господа – исцеление ее дочери, далее следует комментарий: “Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему” (Мф.15:25,28). Она не просит чего-то особенного, но Господь понимает те несколько слов, которые она сказала, как выражение ее скрытого желания и ответил на него, как на молитву.

•  Маной просил послать пророка (он думал, что это Ангел), чтобы он пришел и научил их, что делать с младенцем, который должен был родиться. Но его просьба не была конкретной. И пришел Ангел, а не пророк, как просил Маной – и подтвердил, что жена Маноя действительно должна родить ребенка. Духовно он был понят, и на его просьбу было отвечено раньше, чем были сказаны слова (Суд.13:9).

•  Молитва подобна фимиаму, который предшествует приходу Бога. Это как милостыня Корнилия, его хорошие поступки выразили высокую духовность его сердца. Бог посчитал это за молитву (Деян.10:4). Пророчество не всегда выражается словами, оно может относиться к духовному предсказанию, выраженному раньше словесного или записанного. Так “Писания” предсказывали воскресение Иисуса Христа через три дня (Лк.24:25; 1Кор.15:3,4), но нигде нет более точного предсказания.

•  Примеры мы видим в прообразах (книга Ионы и Быт.22:4). Итак, если пророчество не всегда выражено словами, но в духе, так и молитва не всегда выражена словами. Духовно сердце человека, который молится, даже если употребляются неправильные слова.

•  Постоянное курение фимиама, день и ночь, было напоминанием о том, что молитва была способом существования, а не только особым утверждением (Исх.30:8). Упоминание Давида о том, что нужно постоянно молиться (Пс.87:2) можно сравнить с постоянным курением фимиама. Мы не можем постоянно выражать словами молитву, но наша духовная жизнь должна возноситься к Богу как молитва постоянно. Человеческий разум, по сути, является молитвой. Давид просит Бога послушать его, так как он праведный, и мотивирует свою просьбу тем, “что нечестивые не пребудут пред очами Твоими (Господними)… Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой… внемли гласу вопля моего … ибо я к Тебе молюсь” (Пс.5:1-8). “Глупый… лживый” – оцениваются за их молитвы. И вот почему, если молитва отвержена – это знак того, что Бог недоволен тем человеком, который предлагает ее.

•  Анна и Даниил просят Бога открыть Его глаза на ситуацию, в которой они находились. Они изложили ее Богу, попросили Его взглянуть на них, но не просили о чем-то особенном. Бог рассмотрел их слова как просьбу и ответил.

Эти принципы относятся не только к молитве. Плач и беспомощное стояние недалеко от креста описываются как следование за Иисусом Христом и служение Ему, как это было в Галилее (Мк.15:41). Они описаны как “ищущие Иисуса распятого”, когда они пришли посмотреть гроб, думая о распятом теле (Мф.28:5). Их согласный дух был понят, хотя их действия говорили о другом. Подобно этому наши искренние желания бывают прочитаны как наши молитвы, даже если мы используем, как нам кажется, совсем другие слова.

Молитва в Духе

Общее представление о молитве объясняется как плач, крик, ожидание, размышление и т.д. – так описывается молитва, хотя и нет каких-нибудь особенных словесных образов (Пс.5:2,3; 6:10; 18:2-5,7; 39:2; 41:9; 63:2; Евр.65:1,2; 66:17-20; Зах.8:22). Связь между молитвой и плачем: 1Цар.1:10; Пс.38:13; 54:2,3; Ин.11:41,42; Евр.5:7), особенно это выражено в жизни Господа и Псалмах-посланиях: “…услышал Господь голос плача моего. Услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою” (Пс.6:9,10). Это проясняет ситуацию. Желание становится наиболее очевидным, если о чем-то просить с молитвой (Римл.10:1; Кол.1:9; 2Кор.9:14). Плач, желание, ожидание, размышление и т. д. – все это относится к области разума, или “Духа” (в Библейской терминологии). Поэтому есть большая связь между нашим духом или состоянием разума и молитвой. Дух (характер) Христа, который получен нами, заставляет нас молиться : “Авва, Отче” (Римл.8:15; Гал.4:6). “Молясь Духом Святым” (Иуд.20) – рассматривается в этом контексте. Молитва – это часть атмосферы всей духовной жизни, не что-то обособленное – это выражение нашей духовности. Есть ряд стихов, которые рассказывают о многих ежедневных молитвах так, как будто это одна молитва (Пс.85:3,6; 87:2,3). Молитва – способ существования, а не что-то, занимающее несколько минут каждый день. Заповедь “непрестанно молиться” невозможно выполнить буквально (1Фес.5:17). “Смотри и молись всегда ” – в последние дни есть связь между молитвой и бодрствованием – отношение разума должно быть более серьезным, чем даже в особых случаях. Нельзя сказать, что бессмысленная молитва относится к формальной, специфической молитве. Очевидно так и есть, это является лишь словесной кристаллизацией нашего общего духа жизни.

В Римл.8 говорится о важности нашего духовного сознания и следует отметить, что наш разум – скрытый в глубинах нашего сознания разум (наша мысль) передается Богу Христом, которого называют “Господом разума” без каких-то особых объяснений. Доказательством является то, что Господь не передает наши молитвы, переводя их с одного языка на другой, сопоставляя лексические термины одного языка с терминологией другого языка. “Мы не знаем, о чем молиться”, поэтому Господь Иисус читает наши скрытые мысли и переводит их на глубоком умственном уровне, без слов, Отцу. Весь процесс передачи происходит внутри сознания Господа, сопровождаемый “воздыханиями неизреченными”, вздохами, с помощью которых Он умолял Отца воскресить Лазаря (Римл.8:26 ср. Ин.11:38), или даже, находясь на кресте, Он молился, плача и вздыхая, за то, чтобы мы были прощены (Евр.5:5 ср. Ис.53:12). Господь Иисус тот же самый вчера и сегодня, та же самая страсть и настойчивость в ходатайстве. Вот почему состояние нашего разума и наш дух так жизненно важны; потому что это именно то, что Господь Иисус передает Отцу. Бог обращается к нашему духу, нашей общей ситуации, иногда Он делает вещи, которые кажутся ответами на молитвы, о которых молящийся человек в действительности даже не думал. Тому есть примеры: Быт.30:16,17; Исх.14:10,11 ср. Неем.9:9; Пс.30:22; Лк.1:13. Вера и неверие могут мирно сосуществовать в человеке (Мк.9:24; Ин.12:39-43). На эти молитвы был получен ответ, так как Бог видел необычность ситуации, Он прочитал дух тех, кто молился и ответил подходящим образом, даже в тех случаях, когда их вера во время произнесения молитвы была слаба. Возможно, именно в таком ключе в Иак.4:6 мы читаем о том, что Бог слышит молитвы смиренных в то время, когда молятся и гордые; вера здесь не упоминается.

Мы уделили достаточно времени рассмотрению того, что наши скрытые желания, наши жалобы, наши обстоятельства, наше внутреннее скрытое отношение – все это рассматривается Богом как молитва, и Он отвечает на нее соответственно. Он смотрит на нас как будто мы просим о вещах, которые даже себе не представляем (например, Пс.105:44 ср. Ис.64:3), или как на имеющих уверенность в молитве, которую мы определенно не ощущаем. То, как Бог видел отношение Езекии к Сеннахириму, является хорошим примером этому. Однако Бог не только видит помышления и отношение Своих детей подобным образом. Он описывает Себя как “слышащий” насмешки Моава (Соф.2:8); и упоминание Бога “слышащего” является языком ответа на молитву. Причинение страданий бедным со стороны злых, например, привело к тому, что Бог услышал вопль бедных (Иов 34:28). Объяснение в том, что сама сущность ситуации, а не просто их рвение в молитве, заставила Бога ответить. Езекия размышлял: “Может быть, услышит Господь… слова Рабсака” (Ис.37:4). Поэтому Он видит отношение мира как некую попытку взаимоотношения с Ним, и Он “слушает” и отвечает. Здесь объяснение тому, почему во многих сильных молитвах не содержится специальное упоминание о помощи; вместо этого в них раскрывается сердце перед Богом, дух верующего, и далее следует описание ситуации перед Богом с верой в то, что Бог рассмотрит ее как призыв к действию. Но верующий никогда не пытается объяснить Богу как конкретно нужно действовать, чтобы помочь в сложившейся ситуации. Давид часто описывал ситуацию перед Богом и называл это молитвой, хотя он, фактически, ничего не просил (например, Пс.3:1-5; 141:1,2). Факт, что Бог рассматривает ситуацию как молитву, помогает нам объяснить довольно трудный феномен: почему Бог отвечает на молитвы, в которых явно не достает настоящей веры (Быт.30:16-18; Неем.9:9 ср. Исх.14:10,11; Пс.30:23; Лк.1:13). Вероятно, Отец рассматривает обстоятельства как молитву, даже если вера человека в его многословном запросе может быть слаба. Иов почти с сарказмом просил у Бога показать ему, где он согрешил, и за что Бог наказал его (Иов 13:23); и Бог услышал это, потому что Он смотрел сквозь поверхностные слова Иова и увидел реальную сущность его вопроса.

Бог, Который знает

Представление ситуации перед Богом не единственный способ, применимый, когда мы сталкиваемся с чем-то особенным в нашей жизни. Это основной принцип, которому мы должны следовать в наших ежедневных отношениях с Отцом. И скорее чем молитва о прощении, выраженная откровенно и сжато, духовные люди исповедуют свои грехи перед Богом, открывая Ему свой дух, и это рассматривается Богом как просьба о прощении (Пс.118:26). Даниил исповедовал грехи Израиля, и Бог ответил, сказав, что Его ответ на молитву – восстановление Иерусалима (Дан.9:18-25). И снова мы отмечаем, что его молитва скорее шла из глубины сердца, чем была какой-то особенной. Давид молится о Царстве Мессии, и это звучало как призыв к Его приходу (Пс.71:20). Во всем этом есть разновидность духовной культуры; не животная болтовня, с болью воспринимаемая Богом, который знает нашу нужду еще до того, как мы просили, не детская просьба о чем-то очевидном, не грубо выраженное требование – Отец первым узнает о нашей проблеме.

Мужи, подобные Давиду, Езекии и Даниилу ценят то, что Бог всё знает. В том смысле, что все, что произойдет, уже случилось; итак через молитву – мы открываем себя Богу, служа Богу (Дан.6:16; Лк.2:37), для Его славы и для нашей пользы, а не для передачи ему информации. Они открылись Ему, выражая свое понимание того, что Он знаком с ситуацией, а не представляя Ему длинный перечень просьб. Их отношения с Ним уходят за поверхностный уровень. А наш?

 


 
 На Основах Библии Index