" СЕМЕЙСТВО АВРААМА "

 

Данкан Хистер

 

1.1    Семейство Авраама

 1.2.4 Милость Завета Божия
1.1.2 Материализм 1.3 «И сама Сарра…»
1.2  Призыв Аврама 1.3.2 Вера Авраама лишена совершенства
1.2.2 Отделение от Лота

1.3.3 Ограниченность видения Авраама

1.2.3 Как Бог работал с Авраамом info@hristadelfiane.org

 

1-2-2 Призыв Аврама

 

Итак, семейство прибыло в Харан. В еврейских источниках принято считать, что Авраам пробыл 23 года в Харране. И оттуда «переселил его Бог в сию землю (Канаан)» (Деяния 7:4). Но если Бог заставил его «переселиться», отклик Авраама на обетования не преподносился бы нам как великий образец веры, каковым он и является. Призыв Аврама

есть описание частичного отклика, подтвержденного Богом. Бог переселил его, повторив свои обетования Авраму в Харране и чрез провидением данную смерть Фарры в Харране. Опять же то, что Аврам «остановился» в Харране с родством своим и домом отца своего, несмотря на призыв покинуть все и идти в неизвестную страну, страну Канаанскую, как теперь уже мог предположить Аврам, ибо они направлялись именно в ту сторону, свидетельствует о замедленной реакции Авраама на повеление Божье. Бросаются в глаза сходства в описании исхода из Ура и призыва Авраму покинуть Харран:

Бытие 11:31

Бытие 12:5

Взял Фара

Взял Авраам

Сару…жену Аврама

Сару, жену свою

Лота, сына Аранова

Лота, сына брата своего

Вышел с ними из Ура

И вышли (из Харрана)

Чтобы идти в землю Ханаанскую

Чтоб идти в землю Ханаанскую

Дошедши до Харрана

И пришли в землю Ханаанскую

 

Эти сходства могут означать, что те же процессы происходили на каждой стадии – обетования провозглашены, Аврам изо всех сил старается выказать свою неколебимую веру в обетования и призыв и провидение Господне действует, чтобы проявления веры могли осуществиться. Возможно, имеется намек и на то, что когда Аврам покидал Харран, он все еще не справился со своей главной проблемой, как и при уходе из Ура – он все еще не полностью оставил родство и дом отца своего. Отмечалось, что приблизительно в то время, когда Фарра и Аврам вышли из Ура, городу угрожали и позднее разгромили его эламиты (1). Это очень странное «совпадение» (если это можно  так назвать), что Ной, Пелег и Нахор  все умерли в один и тот же год – когда Авраму было около 50 лет, при жизни в Уре.  Хоть и не имеется данных о том, что эти люди жили все вместе, ничего невозможного в этом нет. Возможно, они умерли во время какого-то бедствия в Уре. Так что вполне может быть, что причина ухода из Ура в первую очередь была смешанной – это было скорее бегство от материальной угрозы, нежели явное повиновение указу Бога. Это могло быть объяснением того, почему семейство остановилось в сравнительно недалеко расположенном Харране и так долго там оставалось. Слабость Аврама в отношении выхода из Ура находит отражение и много позже, когда он говорит Авимелеху, что «Бог повел меня странствовать из дома отца моего» (Бытие 20:13) (2). Еврейское слово taah («странствовать») имеет оттенок «бесцельно скитаться» (Бытие 21:14; 37:15) и даже грешить (Исайя 53:6). Не слишком хороший выбор слова, говоря о провидении Божьем. Мне кажется, что в этом случае верующий говорит в момент слабости о вере своей в очень мирских выражениях, как язычник язычнику. Он не видит уход из отчего дома как повиновение указу и обетованию свыше; он скорее изображает свой отклик как подстроенный богами, что он был взят и оказался в другой ситуации. Слова Авраама, что Бог повел его скитаться (Бытие 20:13) могли быть восприняты теми, кто их впервые услышал как отрицательная ссылка на Бога – ибо «скитаться» используют говоря о потерянных овцах (Иер.50:6; Иезек.34:4,16; Псал.118:176); в том смысле, что у плохого пастыря овцы разбегаются из-за его беспечности (3). Возможно, Бог признал неудачу Аврама, наказав Своему народу каждый год исповедоваться перед Богом: «отец мой был странствующий Арамеянин» (Втор.26:5). Я вижу в этих словах ссылку на Авраама, а не на Иакова; потому что люди Арама, кажется, мигрировали в Ур, и так как Авраам поселился в Падан Араме, его тоже можно назвать Арамеянином (4). Таким образом, Израильтянам напоминали, что их праотец Авраам потерпел неудачу как в духовном, так и в буквальном смысле; и тем самым Бог Авраама был Богом милосердия, и посему и их Богом тоже.  

Авраму, очевидно, очень трудно было разорвать семейные узы и отправиться вон из Харрана. Призыв Аврама требовал разрыва с семьей. Фарра был слишком стар и слаб, чтобы идти дальше (он умер в возрасте 205 лет, солидный возраст для поколений после потопа), и Авраму было трудно оставить своего старого и больного отца в чужом городе. Или же влияние отца на Аврама было столь сильным, что он был не в силах противиться ему. Какие муки он должен был испытывать при мысли о разрыве с отцом и семейством! Но он верил обетованиям Божьим и знал, что это необходимо для получения земли обетованной. Многим из обращенных к семени Аврамову в эти последние дни пришлось пережить подобные чувства. Призыв выйти из мистического Вавилона, определенно, восходит к призыву Аврама «пойти» из Ура и Харрана. Очевидно, то же самое происходит и во время крещения, когда данные Аврааму обетования даются лично нам, и вся наша жизнь становится процессом «выхода» из этого мира. С выходом из этого мира постепенно расширяются наши понятия об обетованиях Божьих по мере того, как Бог укрепляет нашу веру.

 

 Отделение от Лота

 

После смерти Фарры Аврам, возможно, по настоящему ощутил себя покинувшим свое «родство» и с готовностью направился в сторону обетованной земли, в сторону Ханаана (так можно заключить по чтении Бытия 11:32-12:4). Вполне возможно, что многие из «родства» Аврамова отправились вместе с Фаррой, откликаясь на призыв Аврама. Надо полагать, что после смерти Фарры они обосновались в Харране. Можно даже предположить, что изначально они жили в Харране, ведь брат Аврама был назван (Х)Араном. Мы уже видели ранее, что незадолго до ухода из Харрана Авраму опять было повеление отделиться от «дома отца своего», т.е. от всего родства. Это должно было включать и Лота. Аврам мог понять необходимость отделения от отца-язычника и остального семейства; однако Лот был «праведником»; Аврам высоко  ценил праведность Лота (Бытие 18:23,32). Аврам опять был в затруднении. Он оставил всех родственников в Харране за исключением одного. Неужели надо было расстаться со всем «родством», включая Лота? Похоже, что Аврам часто мучился, думая о Лоте. Вот он в Ханаане, зная, что его семя наследует эту землю, которая тогда была полностью заселена ханаанцами (в Писании это подчеркивается дважды, в 12:6 и 13:7). А Лот, часть его родства и дома отца его, все еще был с ним. Еврейское слово «родства» предполагает рождение в одной стране. Родственное по значению слово находим в Бытии 11:28, где говорится, что Аран умер «в земле рождения своего, в Уре». Если отец Лота жил и умер в Уре, законно предположить, что и Лот родился в Уре. Итак, Аврам знал, что он должен расстаться с Лотом, «родственником своим» - но как? Как объяснить это Лоту? Но у него была вера в сказанное Богом, поэтому он хотел оставить Лота, но затруднялся, как это сделать. И Бог разрешил его проблему.

 

Так как обетования были даны Авраму, а не Лоту, это разделение было действительно необходимо ( хотя это не следует связывать с  духовностью Лота или с его отношением к Богу). В Писании подчеркнуто, что с Аврамом «пошел Лот» из Харрана (Бытие 12:4); и в дальнейших странствиях Аврама по земле Ханаанской Лот «ходил с Авраамом» (Бытие 13:5; 13:1). Перенеся столько трудностей вместе (вместе они были и в Египте из-за голода в земле той, 13:1), вряд ли между ними могли возникнуть личные разногласия. Но из-за того, что имущество их было так велико, «был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова» (Бытие13:7). Аврам рассудил, что спор между их пастухами не должен сеять раздора между ними лично; «ибо мы родственники» (заметьте, что Аврам четко осознавал их принадлежность к одному дому) и, как можно предположить, близки и духовно. И дальнейшая заинтересованность Аврама судьбою Лота показывает, что личного раздора между ними не было.

 

Аврам заметил желание Лота поселиться в городах долины. И провидение теперь давало ему возможность полностью отделиться от дома отца своего. Он знал, если Лот по собственному желанию отделится от него, это избавит его от мучительных переживаний. «Отделись же от меня», Аврам сказал Лоту, осознавая, что сейчас Лот с готовностью согласится (Бытие 13:9). «И отделились они друг от друга» (Бытие 13:11). И в третий раз Писание подчеркивает их отделение, давая понять, что с момента отделения соглашение о вечном наследовании земли Аврамом вступает в силу: «И сказал Господь Аврааму, после того как Лот отделился от него…всю землю, которую ты видишь, тебе дам я и потомству твоему навеки» (Бытие 13:14,15). Опять мы видим терпение, с каким Господь развивает веру Аврама.

 

Казалось, что Аврам даже представить себе не может, что Лот когда либо отделится от него по собственному желанию; как и ранее ему и во сне не могло присниться, что уход из своей страны возможен без резкого осуждения отца. Но по воле провидения Фарра сам стал инициатором этого шага! Надо полагать, что вера Аврама состояла в его желанииивзяллвозьметт оттуда жену для Исаака. На то, что Авраам в конце концов отделился от родства своего, указывают и слова Лабана, который говорит «Бог Аврамов  и Бог Нахоров да судит между нами» (Бытие 31:53). То есть, Лабан признавал, что Нахор и Авраам поклоняются разным богам – хотя раньше они поклонялись одним и тем же богам.    

 

 Не признаемся ли мы, что мы не проповедуем как следует и не привлекаем людей к евангелию, потому что мы считаем, что «никого это не интересует»? Стихи из 1 Тим.2:1-6 как раз обращаются к нам. Господь предал себя смерти на кресте «для искупления всех»; и в этом контексте Павел призывает нас молиться «за всех человеков», потому что Бог хочет, чтобы «все люди спаслись», поэтому мы должны молиться за всех, «за царей и за всех начальствующих». Если Господь воистину претерпел смерть за всех, представляя там всех людей; Он там вкусил смерть за всех (Евр.2:9)…то мы должны молиться за спасение буквально «всех человеков», зная, что Бог хочет, чтобы «все люди спаслись». И в этом контексте Павел призывает нас молиться за всех, даже за царей. Это значит, что мы должны молиться даже за тех, спасение которых нам кажется совершенно невероятным – чтобы они были спасены. Смерть Иисуса на кресте потенциально спасла их – если они пожелают это принять. И в послании Тимофею 2:6 Павел говорит, что крест был выкупом для всех: «таково было

 

Примечанияя

(1)     Derek Kidner, Genesis (London: Tyndale Press, 1967), p.111; also documented in W.F. Albright, From the Stone Age to Christianity (Baltimore: John Hopkins University Press, 1940).

(2)     Это намек на употребление elohim здесь, op cit. рp.138,139; Keil и Delitschz в своем комментарии также указывают, что это способ «приспособления» к политеистическому мышлению короля.         

(3)     Martin Buber, On the Bible (New York: Schocken Books, 1982), p.127.

(4)     Buber, op cit.