> Все книги  >

> Оглавление  >

"ПОСЛЕДНИЕ ДНИ" Данкан Хистер

ПРИЛОЖЕНИЕ II:

ЗВЕРЬ

Символом политического проявления врага Божьего народа стал в Писании зверь. Египет, Ассирия, Вавилон, Рим, евреи и папство, - все они описывались как “звери” в их агрессии по отношению к истинным верующим. Зверь из Откровения убедительно растолковывался разными писателями, относившими его, как минимум, к трем властям: Риму, Израилю и католицизму. В то время как эти толкования были верны на определенных промежутках истории, современный писатель чувствует, что “зверь” должен иметь некоторое особенное применение в последние дни. Было представлено множество доказательств того, что вавилонский зверь должен иметь какой-то эквивалент в последние дни. В настоящем издании уже много сказано на эту тему; здесь же мы рассмотрим некоторые корни вопроса.

 

Змей 

Принцип, лежащий в самой основе символизма зверя, находится в Быт.1:28, где человеку сказано “владычествовать” (по-древнееврейски – “прорваться к власти”, ср. с Дан.2:35) над зверьми. Это должно было научить его потребности главенствовать, животному инстинкту плоти. Таким образом, звери учреждены, как образцы плоти. Действительно, симфония Стронга (Strong) определяет, что еврейское слово, переведенное как “зверь”, в основном означает “грубую плоть”. Поэтому понятно, почему дьявол (грех), зверь и змей связаны между собой в Откр.12:9 и почему в Пр.28:15 “нечестивый властелин” сопоставляется с диким медведем или львом; зверь воплощает грешного человека, контролирующего его. Апокалиптический зверь, выходящий из земли (Откр. 13:11), должен напоминать известную фразу о “зверях земных” из Бытия (напр. Быт.1:25).

Змей является олицетворением животных желаний, обнаруживаемых в зверях, и, таким образом, прототипом “зверя” более поздних пророчеств. Змей, будучи самым понятливым из всех зверей (Быт.3:1,14), предвосхищает зверя последних дней, который возвысится над всеми народами; его существо, проклятое больше всех скотов полевых (Быт.3:14), указывает на звериную власть последних дней, которая будет низведена ниже всех других народов в дни Тысячелетия. Подобно тому как змей был поверхностен в духовных вопросах, но не нес моральной ответственности (1), зверь последних дней будет поступать так же.

Этот зверь является проявлением греха; смысл конфликта между ним и Христом во время второго пришествия заключается в открытом провозглашении победы Христа над грехом, движущей силой зверя. Таким образом, в Ис.51:13 ассирийский зверь описывается языком, который был подхвачен в Евр.2:14-18, где говориться о “дьяволе” человеческой природы. Победа Христа будет не только означать спасение Израиля от арабского притеснения. Двойной конфликт между змеем/зверем и женщиной (Христом) и между соответствующими семенами должен поэтому проявиться в последние дни (Быт.3:15). Временное повреждение, нанесенное зверем святым, должно стать очевидным в последние дни, - мы ранее рассматривали пророчества об том уничтожении, которое должен испытать как природный, так и духовный Израиль. Окончательное сокрушение змея/зверя и оправдание семени женщины произойдет в Армагеддоне. Язык Быт.3:15 намекает на Откр.12:17, где описывается дракон, воюющий с женщиной и ее семенем. Мы ранее показали это, специально обращаясь к последним дням.

Подобно тому как змей ввел в заблуждение Адама и Еву, зверь обманет слабо верующих в последние дни. Змей/зверь в первом веке, еврейское проявление, описан как совращающий святых хитроумной аргументацией иудаистов (2Кор.11:3). Эти люди использовали все свое “красноречие” (ср. Рим.16:18, с Иуда 15), полагая, что их прообраз, змей, уговорил Еву съесть плод после длительных переговоров, хотя и незафиксированных на бумаге. “Подлинно ли сказал Бог...” (Быт.3:1) подразумевает возобновление какого-то не записанного разговора. Звериные агенты в экклесии последних дней будут применять подобную тактику продолжительных публичных выступлений, используя внешне глубокие аргументы. Их политическая власть будет делать то же самое, что она совершала, чтобы уничтожить боевой дух природного Израиля, по примеру речей Рабсака, обращавшегося к евреям во время ассирийского вторжения. Будучи изменником-евреем, он, возможно, будет в последние дни равносилен тому еврейскому лидеру, который дезертирует перед арабами, настаивая на капитуляции Израиля. Подобным образом может существовать особый “человек греха”, так же обольщающий духовный Израиль. Описание его во 2Фесс.2:3 выражено языком Иуды - не означает ли это, что он будет отступившим от веры членом экклесии?            

Этим двум злодеям могут соответствовать в качестве их противоположности “два свидетеля”, которые воскреснут (Откр.11:3), что обсуждалось в главе 12. Осуждение змея было совершено голосом Бога (ср. Христос, Слово), проследовавшего сквозь сад и призвавшего грешную компанию на суд. Того же следует ожидать во время второго пришествия Христа и суда, который Он будет производить в роли слова, ставшего плотью (Откр.19:13; Быт.3:8).

Зверь всегда ассоциировался с псевдодуховностью, передразнивающей истинное Божье проявление. Мы показали ранее, что много подобного будет в последние дни Вавилона/зверя. Существует связь между зверями Божественного проявления и херувимом в Откр.4:7; действительно, слово “зверь” еврейском языке равносильно словосочетанию “живое создание” (или “животное” - в русской Библии), которое использовано в Откровении для обозначения херувима. Зверь и звери, следовательно, представляют собой системы, ложные притязания которых состоят в том, что они являются проводниками Божественного проявления. Наиболее явно похожи на это претензии ислама и католицизма.

Учитывая все это, нужно отметить тот знаменательный факт, что в Ис.14:29 говорится об Ассирии как об “аспиде”, рожденном от “корня змеиного”, т.е. она была семенем змеи. “Плодом его будет летучий дракон” - это язык Ис.6:2, где говорится о серафиме. Таким образом, ассирийское семя змеи связано с псевдосерафимом и с ложным Божьим проявлением.

 

Определение зверя

Мысли многих студентов, по-видимому, заняты точным установлением политической личности зверя последних дней. Действительно, это нужно для более тщательного библейского анализа того, что делает этот зверь по отношению к Божьему народу. Когда какое-то мироустройство явится результатом того, что осуществит эти ожидания, то не останется никаких сомнений в сознании тех, кто имел уши, чтобы услышать, в том, кто же такой этот зверь.

Этим сказано, что существует распространенный взгляд на символизм зверя как первого врага Израиля, состоящий в разумном предположении, что зверь в большей степени имеет отношение к арабским соседям Израиля. Вт.32:24 связывает “зверей” окружающих Израиль народов со змеем книги Бытия: “Я пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле” (ср. с Быт.3:14).Связь между змеем и зверьми показана и в Ис.30:6. “Зубы зверей” , обрушившиеся на Израиль, окончательно завершатся арабским опустошением, предсказанным в Иоил.1:6,7, где ассирийцы будущего (Иоил.1:15) описаны схватившими Израиль между своими “челюстями” и обдирающими израильскую виноградную лозу и смоковницу (ср. с Ис.9:12 относительно филистимлян).

 

Овцы и волки

Израиль как овца Божьего стада - распространенный библейский образ. Всякий раз когда их пастыри надолго становились беспечны, эта картина расширялась, чтобы описать “диких зверей” окружающих Израиль народов, вторгшихся на его землю и терзающих его стадо. Ос.13:6-8 является типичным отрывком на эту тему. Стихи 7 и 8 сравнивают эти народы со львом, леопардом, скименом и медведицей, и все они - нации, подразумеваемые в Дан.7 и являющиеся составляющими огромной системы арабского господства, описанной в Дан.2.

Все эти три звериные нации являются частями единого “дикого зверя” точно так же, как народы истукана из Дан.2 все являются составляющими конфедерации последних дней, возглавляемой “Вавилоном”: “Я буду для них как лев, как скимен... как медведица... полевые звери”. Более того, Ис.56:9,10; Иер. 30:16 и Иез.34:5 изображают полевых зверей Вавилона и окружающие Израиль арабские народы нападающими на  израильское стадо благодаря их пастырям, любящим поспать. Когда Израиль пробудится духовно, он сам будет подобен зверю среди стада овец арабских народов (Мих.5:8), что является продолжением темы евреев, действующих по отношению к арабам так, как последние действовали по отношению к ним. 

Возможно, Вт.28:26 также говорит о зверях окружающих народов: “Будут трупы твои пищею... зверям, и не будет отгоняющего их”. Здесь имеются в виду те хищные птицы, которые были отгоняемы Авраамом, когда с ним был заключен завет. Таким образом, когда Израиль твердо держался завета, арабские народы, окружавшие его, не подпускались близко к нему. Точно так же сказанное в Иез.34:25 связано с заключением завета с Израилем в последние дни и с удалением с земли “лютых зверей”.

Снова и снова арабы - враги Израиля уподобляются „полевым зверям“. Перечисление ссылок впечатляет: Ос.2:12; Иез.5:17; 14:15; Пс.79:14; Иер.7:33; 15:3; 16:4; 19:7; Вт.7:22. В книге Иова захватчики-савеяне (т.е. арабы) названы “зверьми земли... зверьми полевыми” (Иов 5:22,23). Вероятно, в этом отрывке слово “звери” можно воспринимать в усилительном множественном числе, т.е. - как “великий зверь”, который символизирует всех различных врагов Израиля. Равнозначность множества этих животных одному зверю видна в Иез.34:28, где “народы” (враги Израиля) сравниваются с “полевым зверем” (ед. число) (в русском переводе – “полевые звери”, т.е. мн. число). Откр.17 представляет зверя (в единственном числе), заключающего в себе некоторое число народов (голов / рогов).

 

Вавилон

Символика зверя была отчасти использована по отношению к Вавилону. Царю Вавилона Навуходоносору было дано звериное сердце, и он был послан жить среди животных (Дан.4:13), чтобы продемонстрировать воплощение его в звере. “Звери земные”, т.е. окружающие арабские народы, были подконтрольны ему (Дан.2:38), таким образом являясь частью зверя Вавилона, “лютого зверя” (Иез.14:21). Вавилонское войско уподоблено “зверям” в Иер.34:20,21. Как Бог дал власть Ассирии и Вавилону, чтобы добиться Своей цели (Ис.10), так Он поступит и со зверем последних дней (Откр.13:5,7). Описание зверя, ведущего людей в плен (Откр.13:10), показывает другое его родство с Ассирией/Вавилоном, чьи обозы с пленными были хорошо известны. Зверь, заставляющий людей поклоняться ему (Откр.13:12), напоминает приказ Навуходоносора относительно истукана на поле Деире (Дан.3:1,5). Исторический “полевой зверь” был связан с пустыней (Ис.43:20), как зверь из Откр.17:3 является пустынной властью.

 

Вавилонские звери

Арабские соседи Израиля объединились с Вавилоном  в своем нашествии на Израиль. Иеремия описывает это, используя “звериный” язык: “Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора... зверей полевых отдаю ему на служение... и все народы (вокруг Израиля) будут служить ему” (Иер.27:5-7; 28:14). Пс.78:1,2 - это отрывок, чья связь с Откр.11 ясно говорит об его отношении к последним дням и в котором описываются звери окружающих арабских народов, объединившихся с Вавилоном.

Как рога возненавидят Вавилон/блудницу и пойдут против нее, чтобы ее уничтожить (Откр.17:16), так звериные народы, некогда объединенные с Вавилоном, пойдут и низложат его (Иер.50:39; Ис.13:21). Звери, покоящиеся на развалинах города, представляют собой народы, господствующие вместе (Соф. 2:14,15).

В свете всего сказанного трудно понять зверей последних дней из Откровения иначе, чем объединение арабских сил под руководством возрожденного Вавилона, установивших совместно наиболее сильную из когда-либо существовавших систему противостояния Божьему народу.

 

Примечания

(1) У Джона Томаса в “Надежде Израилевой” есть превосходный раздел,      посвященный аморальности змея, т.е. отсутствию у него осознания морали.

 

Дополнительная работа          

Хорошей домашней работой для желающих может стать истолкование “зверей”, описанных в конце книги Иова. “Бегемот” - еврейское слово, в других местах переведенное как “зверь” (Иов 40:10). Левиафан и бегемот, похоже, использованы для выражения Божьего проявления и политических аспектов этого зверя, как он назван в других местах.