8-3 Ангелы и слово Божие

В 3Цар 22 мы видели, что Ангелы “посылаются” исполнять слово, или волю Божию. Однако мы также читали и о послании слова Божия. “Слово (осуждения) посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля” (Ис 7,8). Он “послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их” (Пс 106,20). Чтобы делать все это, Богом посылались Ангелы, однако в Писаниях говорится о слове, ибо Ангелы и слово Божие, которое они исполняют, не отделимы друг от друга. Точно так же, как и “Слово стало плотию” в Господе Иисусе, к чему призваны стремиться и все мы. В Иер 23,18,22 говорится о пророках, не стоявших “в совете Господа”, чтобы внимать “слову Его”, что создает образ “совета Господа”, на котором стоят Его Ангелы, получающие от Него заповедное слово. Так же обратите внимание на сходство того, что под дубом сидел Ангел (Суд 6,11) и пророк (3Цар 13,14). “Господь Бог духов пророков послал ангела Своего показать” Иоанну, “что должно произойти вскоре” (Откр 22,6; перевод еп. Кассиана). Из последнего видно, что Господь Бог для вдохновения Иоанна послал духа точно так же, как Он посылал его к пророкам. В Пс 147,4,7 говорится, как Бог посылает слово Свое чтобы таял снег и лился дождь, а это должно говорить об Ангелах, посылаемых с небесного совета делать все это. Видение “Бодрствующего и Святаго, сходящего с небес” приравнивается голосу, который исходит также с неба (Дан 4,20,28). Вселенная не представляет из себя однажды заведенный часовой механизм, Ангелы постоянно посылаются с неба для того, чтобы исполнять кажущуюся подчас монотонную и рутинную работу. Господь Бог всегда посылал Своих Ангелов, посылал Свое слово, посылал Своих пророков (Агг 1,3; Иез 3,5,6), посылал их с раннего утра (4Цар 17,13; Иер 7,25 и проч.) Об этом рассказывается так, как будто эти пророки настолько сливались с Его словом, что оно становилось частью их собственного благовестия. А потому, когда Господь Бог на небесном совете, напоминавшем сцену из 3Цар 22, спросил Исаию кого Ему послать, Исаия сказал: “Пошли меня” (Ис 6,8). Он хотел быть частью пути и слова Господа Бога. То же самое касается и нас, ибо и мы все, в некотором смысле, “апостолы”, посланные благовествовать слово, которое должно быть частью каждого из нас. Ибо притча Господня рассказывает об Отце, посылающем рабов Своих, т.е. нас, приглашать людей на обед в Царствии Его (Мф 22,14).

Небесная стража

Главное в том, как мы заметили, Ангелы наблюдают за нами, как мы принимаем слово Божие и за нашим последующим духовным развитием. Вот некоторые подобранны тому доказательства.

В Иер 1,11,12 рассказывается о том, как к Иеремии пришло слово Господа Бога: “что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось”. Еврейское слово “бодрствовать” (или же наблюдать) звучит почти так же, как слово “миндаль”, а миндаль ассоциируется с очами Божиими. Чашечки светильника были сделаны наподобие цветка миндаля (Исх 25,33,34). В Зах 4,2 также рассказывается о цветках миндаля на светильнике, которые в ст 10 сравниваются с очами Господа, “которые объемлют взором всю землю”. Во 2Пар 16,9 говорится то же самое, но уже об Ангелах: “очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему”. Также и в Откр 4,5 миндальные цветки светильников огненных являются образом семи “духов (Ангелов) Божиих”. В Откр 5,6 семь очей приравниваются семи духам. Таким образом “жезл миндального дерева”, который видел Иеремия, является образом очей Господа Бога, или же Ангелов, бодрствующих, или наблюдающих над словом Божиим, которое должен был говорить Иеремия, дабы оно исполнилось.

Если вспомнить о наших Ангелах-хранителях, то вполне логично будет предположить, что те из них, которые сначала вдохновляли людей словом Божиим, теперь наблюдают за исполнением его в мире сем, с особым интересом следя за тем, как это слово достигает главной цели, делая из нас духовные личности, а также наказывая нас, в случае неповиновения ему. Даниил, будучи в полной гармонии с мыслями Ангела, бодрствующего над Израилем, говорил: “Наблюдал Господь (Ангел?) это бедствие и навел его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его” (Дан 9,14). “Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу...” (Исх 23,22). В Дан 4,10,14 говорится об Ангеле, как о Бодрствующем, т.е. наблюдающем за исполнением слова, следящем за отлучением Навуходоносора “бодрствующими” Ангелами от людей (ст 22), однако так, чтобы “оставить главный корень дерева” (ст 23).

Ангелы и вдохновение

Похоже существуют неопровержимые доказательства того, что Ангелы были причастны к созданию Библии тем, что вдохновляли людей к написанию ее. Между Ангелами и словом Божиим существует такая тесная связь, что “шум от крыльев (Ангела) Херувимов слышен был даже... как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит” (Иез 10,5). Захария делает особый упор на то, что пророчества о восстановлении Израиля были даны Ангелом (Зах 1,9-14; 4,1,5; 5.5,10; 6,4,5; см. комментарии по этому вопросу в гл 11). Настоящий пророк - тот, “кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его” (Иер 23,18,22), однако точно так же говорится и об Ангелах, стоящих на небесном совете и слушающих слово Яхве (3Цар 22; Пс 102,19-22). Таким образом Ангелы отражают то, что происходит на земле, ибо когда они стоят пред престолом Отчим на небесном совете слушая Его слова, они представляют собой вдохновляемых ими на земле пророков. Пророки были призваны перед престолами царей Израиля и Иуды, что было сделано по образу собрания пред престолом Яхве Ангелов на небесах, которому предстояли престолы царей земных (3Цар 22,10). Лживый дух (Ангел) стоящий пред престолом Яхве, должен был быть образом Михея (ст 15). Так что здесь мы видим, как совет на небе отражал собой совет, происходивший на земле, ибо каждого пророка на земле, представлял Ангел на небе. Еще подобный пример находим в Деян 10,3,22,25, когда Ангел “входит” к Корнилию и дает ему надежду на спасение, после чего к нему “входит” Петр для того, чтобы более подробно рассказать об этой надежде. Таким образом Петр исполнил то, что было приготовлено для исполнения Ангелом, за которым он следовал точно так же, как Израиль следовал за Ангелом в пустыне.

Мы уже говорили, что огненные светильники в Откр 4,5 приравниваются духам, тогда как в Пс 103,4 духам приравниваются Ангелы. Так что свет, испускаемый светильниками может быть образом слова - света, освещающего нашу стезю. То, что закон Моисеев (и, возможно все Пятикнижие, подумайте над Деян 7,38,53; Гал 3,19; Евр 2,2) был дан через Ангелов, уверенно сказано Павлом, например, “через Ангелов возвещенное слово” (Евр 2,2; см. также Деян 7,38). О том, что Ангелы в прошлом были служителями слова, говорится Павлом во 2Кор 3, где он говорит, что уж если мы в благовестии заменили собой Ангелов, то нам нужно действовать более дерзновенно: “Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа... Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением” (ст 6,12). В этом месте говорится о нашем благовестии, которое должно быть “не в убедительных словах человеческой мудрости”. Так Ангел говорил Иоанну, что он “сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим (буквально, стерегущим, охраняющим) слова книги сей” (Откр 22,9), из чего следует, что этот Ангел был пророком. “Пророком” может называться не только предсказывающий будущее, ибо в Библии пророками чаще называются просто люди, говорящие по вдохновению слово Божие. А потому этот Ангел надзирал за вдохновением не только Библии, но и пророков (Ветхого и Нового Заветов). Ангел сказал Илии, чтобы он пошел навстречу посланным Охозией и сказал: “Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?” Из чего следует, что Ангел не только вдохновлял пророка что и кому говорить, но также и то, что Он, этот Ангел, также был и “Богом в Израиле”. Он тем самым как бы хотел сказать: “Разве нет Ангела в Израиле, вдохновляющего пророков? Зачем ты идешь вопрошать языческого бога?” Обратите также внимание на то, как Господь называет Ангелов “слугами” (Мф 22,13), используя ту же саму мысль, по которой все пророки были слугами Яхве - как будто Он видел общность между Ангелами и пророками.

Так же и Давид намекал, что любое вдохновение приходит от Ангела: “Вот последние слова Давида... помазанника Бога Иаковлева... Дух Господень говорит во мне... Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева” (2Цар 23,1-3). Всеми четырьмя, встречающимися здесь именами Господа Бога, как правило, называются Ангелы. Ангел, обитавший в ковчеге между двумя херувимами, был то же самое, что и сам ковчег откровения (слово Божие). “Я (Ангел) буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым” (Исх 25,22). Во 2-й главе книги Амоса рассказывается, как Ангел воздвигал пророков Израилю (ср. со словами Ангела в Зах 1,1-8; см. гл 11): “Я истребил перед лицем их Аморрея (что было сделано Ангелом шершнями)... Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет (это делал Ангел)... Из сыновей ваших Я избирал в пророки” (ст 9-11), что является еще одним примеров человеческого призвания и духовности Ангелов.

“Через Ангелов возвещенное слово”

Еще одна общность между Ангелами и пророческим духом можно найти в том, как Навуходоносор понял, что его сон был дарован ему “Святым” Ангелом (Дан 4,10,14), а потому он и попросил пророка Даниила истолковать этот сон, ибо он знал, что в Данииле “дух святаго Бога” (Дан 4,15). Обратите внимание, как же удивительно, чтобы не повредить слово Божие, исполнили в этом случае дело Ангелы. Последующие дела Ангелов, возможно, можно описать словами Пр 22,12: “Очи Господа (Ангелы) охраняют знание”, которое ныне является в письменном виде. В Пс 67,12 говорится о том, как Ангелы слышат слово Божие и претворяют его в жизнь (ср. с Пс 102,20,21: “исполняющие слово Его... служители Его”). Они же, как мы видели, иногда вдохновляли этим словом людей. Пс 67 посвящен исходу из Египта. “Господь даст слово: провозвестниц великое множество” (словосочетание “великое множество” часто говорит об Ангелах). Это множество в ст 18 называется колесницами, которых тысячи тысяч (что, явно подразумевает Ангелов). Ассоциация между Ангелами и пророческим словом возможно видна в заповеди: “Страннолюбия (принятие обладающих даром пророческим - ср. с 2Ин 1,10) не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам” (Евр 13,2). Однако лучше всего общность пророков с Ангелами видна в сравнении 1Пет 1,10 со ст 12: “К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков... во что желают проникнуть Ангелы”, что напоминает об Ангеле херувиме, желающего понять суть кропления крышки ковчега откровения, суть “спасения”, которое исследовали пророки. В притче искупления, рассказанной в форме поисков жены для Исаака, раб пошел в поисках нашей Ревекки, что было образом того, как пророки собирались взять нас из мира сего, чтобы привести через пустыню к нашему новому муже. Таким образом, раб представлял собой слово, изводящее нас из мира сего. Однако! Этот раб был ведом Ангелом (Быт 24,7), из чего можно предположить, что и Ангелы действуют через вдохновенное слово, чтобы взять нас из этого мира. Другими местами, где говорится об Ангелах, через которых передается слово Божие, являются Исх 32,22; Числ 22,35; 23,17; 24,1,2; Евр 2,2.

Возможно, о том, что слово Божие приравнено Ангелу, сказано в Быт 15,1,4,5: “было слово Господа к Авраму в видении... И было слово Господа к нему... И вывел его вон и сказал” (определенно это было сделано Ангелом). О том, что Ангелы вдохновляли людей, совершенно ясно сказано в Числ 12,5-8: “И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии (ясно, что это был Ангел)... И сказал... если бывает у вас пророк Господень, то Я (Ангел) открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем... устами к устам говорю Я с ним (только Ангел мог делать это), и явно, а не в гаданиях”, т.е. не во сне и не в видениях, как обычно вдохновлялись люди, а слово Божие передавалось ему непосредственно. Так же и Валаам мог пойти в Моав при условии, если он будет говорить слова, сказанные ему Ангелом (Числ 22,35), которые он позже называл словами Божиими, видениями Всемогущего (Числ 24,4). Обратите внимание на то, что источником откровений в Деяниях Апостольских называется Ангел (Деян 5,19; 8,26; 10,3,7,22; 11,13; 12,7-11; 27,23), а также Дух (Деян 8,29,39; 10,19; 11,12,28; 16,7; 21,4), что говорит о том, что Ангелы духовно управляют людьми, открывая им слово и волю Божию.

Ограничение возможностей Ангелов не должно порождать в нас сомнения насчет непогрешимости истинности вдохновляемых ими слов, ведь, в конце концов, за каждым из них, а значит и за вдохновением, стоял Сам Господь Бог. О Боге говорится, что Его вдохновенные слова сначала приходят Ему на мысль (Иер 19,5), говорится так, как будто Ему что-то приходит на ум, после чего Он тут же этим вдохновляет людей. Слово, будучи сначала у Бога, было мыслью Самого Господа Бога (Ин 1,1,2; Евр 11,1-3), что должно говорить об Ангелах. То, что приходило им на ум, или же открывалось им, было словами, которыми они вдохновляли людей составлять Писания. В Иер 19,3 говорится об Ангелах, “Господь Саваоф, Бог Израилев”. Основная истина состоит в том, что вся Библия написана по вдохновению, при чем совершенно не важно, каким образом это вдохновение приходило. И все же, может быть и так, что некоторые части Писаний были вдохновенны особенно сильно, и это вполне понятно, если принять во внимание, что вдохновение было делом рук Ангелов, а значит, зависело от них самих и их настроения. Так, например, слова Павла, “Дух (Ангел?) же ясно говорит...” (1Тим 4,1), говорят о том, что он ощущал особую “ясность” вдохновения по этому вопросу. Вот еще несколько примеров того же: “Ибо так говорил мне Господь, [держа на мне] крепкую руку” (Ис 8,11; слова, говорящие об Ангеле). Почему нужно было писать так, если Исаия не чувствовал на себе “крепости” вдохновения? Или же взять Ис 5,9: “В уши мои [сказал] Господь Саваоф...”, т.е. Ангелы.

Не стоит забывать о естестве слова Божия, когда думаешь о том, как его исполняют Ангелы. Мы уже видели в 7-й главе, что потоп сотворили Ангелы по заповедям Господа Бога. “А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда” (2Пет 3,7). Таким образом, когда Бог заповедовал Своим Ангелам о потопе, Он так же подробно рассказал и об осуждении во второе пришествие. Таким образом перед исполнением может быть присутствовать некоторая разница в понимании Ангелами слов Божиих, или же они могут исполнять только часть заповеданного им, и в определенное на то время.

Предвечное существование слова?

Очень может быть и так, что Библия, или же “весь совет Божий” уже существовал в написанном виде на небесах до того, как он бы открыт людям. То, что там существует буквальная пишущаяся книга жизни, говорит об умении Ангелов читать, которое, возможно, будет дано и нам в Царстве. Ключевым местом к этому вопросу является Дан 10,21: “Впрочем я (Ангел) возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего”. Не означает ли это, что в истинное писание, помимо одного Ангела Гавриила, желал проникнуть, и не безуспешно, только еще один Ангел - Михаил, Ангел Израиля? Это место, похоже, просто заставляет думать о существовании на небесах писания, которое истолковывалось Ангелом Даниилу. Отсюда и нам, как и Даниилу, нужно ценить оказанную нам честь в даровании, пусть и не полного, понимания этого “истинного писания”.

Гавриил продолжает: “Теперь возвещу тебе истину” (Дан 11,2). “Слово Твое есть истина” (Ин 17,17). Не говорит ли это опять-таки о том, что Библия уже существовала в письменном виде до того, как была явлена людям? Итак, Ангелы слышали слово Божие на небе и иногда вдохновляли записывать эти слова людей. В Откр 1,1 говорится, что откровение, сначала полученное Иисусом от Бога, “Он дал как знамение, послав через ангела” нам (перевод еп. Кассиана). Не означает ли это, что этот Ангел должен был показать все в этой книге образно, в знамениях под непрестанным надзором Самого Господа Бога и Иисуса? Если так, то становится более понятным, почему Ангелы с таким усердием наблюдают за нашими усилиями понять слово Божие, и почему они, как Гавриил к Даниилу, сходят к нам, чтобы помочь нам в этом деле - что, конечно же, не обходиться без испытаний, открывающих наши глаза (ср. с Иов 36,15). Впрочем нам известно, что не все Ангелы могут делать это, и не все из них желают проникнуть в суть слова Божия - возможно, многие из них исполняют его не задумываясь и не понимая всей его образности.