> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

32. Ефиопянин (8:26-40)

Еще до возвращения Филиппа в Иерусалим ему была поручена совсем другая миссия. Библия говорит об особом откровении «Ангела Господня», но ангел этот мог быть и человеком- посланником, одним из иерусалимских братьев, обладавших даром пророчества (позже о нем говорится как о Духе – стихи 29, 39), который, возможно, уже встречался с этим необычным паломником в храме и мудро заметил, что этот благочестивый, но разочарованный человек будет готов принять Евангелие вдали от враждебной атмосферы, создаваемой в святом городе фарисеями и саддукеями.

Кем бы ни был этот «ангел», Филипп не стал терять времени, дожидаясь другого благоприятного момента. «Встань и иди на полдень» (сравните с Быт.18:1), - безусловно, это плохое время для начала путешествия, но, тем не менее, «он встал и пошел», предусмотрев, таким образом, классическое применение более поздней заповеди: «Проповедуй слово, настой во время и не во время (современный перевод: «Проповедуй слово Божье. Будь готов исполнить свою задачу, когда это тебе удобно и когда неудобно») (2Тим.4:2).

Филиппу должны были показаться странными взятые на себя полномочия, ибо почти весь путь эта древняя дорога пролегала через степь, абсолютно пустынную в это время дня; также было и в Газе, куда вела дорога по пути в Египет. Несколькими поколениями раньше, согласно древним пророкам (Зах.2:4), это место было опустошено, а позже новая Газа была построена в 2-3 милях от главной дороги.

Несомненно, озадаченный, но не испуганный, Филипп отозвался сразу. Если Иоанн мог «прямыми сделать в степи стези Богу нашему», то и он тоже сможет. И его предчувствие веры не разочаровало его.

 

Ефиопский еврей

Ефиопский евнух, на которого сейчас направлен свет наших прожекторов, обыкновенно считается негром. Однако возникают определенные трудности, если принять это предположение, ибо, если он, действительно, был таковым, то тогда Корнилий не был первым язычником, принявшим Веру (но об этом обращении писалось как о первом открытии дверей веры для язычников). Не могло это быть объяснено и тем, что этот человек был негром-прозелитом для религии Израиля, ибо закон Моисея (Втор.23:1) ясно запрещает принимать евнухов в общество Израилево.

С другой стороны, факты говорят о том, что на службе при царском ефиопском дворе состояли евреи. С этой точки зрения последовательность развития евангельской истории в Деяниях развивается достаточно гладко: сначала – евреи в Иерусалиме, потом – Иудея, затем – Самария, вслед за тем (сейчас) – особый еврей, потом – язычник, который является «прозелитом при вратах», за которым следуют язычники Антиохии, а затем – посредством миссий Павла – другие язычники в дальних странах.  

Этот евнух был «вельможей Кандакии, царицы Ефиопской». Родилась легенда о том, что цари ефиопские – дети Солнца и девы-матери, и отсюда происходила исключительная власть, которой наделялась царица-мать. Евнух же был «хранителем всех сокровищ ее» (греческое слово для сокровищ – «газа»!). Здесь, если деньги и служили препятствием для Евангелия, то совершенно в другом смысле, чем в случае с Ананией в Иерусалиме или с Симоном в Самарии. Однако, как оказалось, евнух одержал победу над денежными и другими испытаниями.

 

Пережитое в Иерусалиме

Он «приезжал в Иерусалим для поклонения», и должен был пережить там огромное разочарование и расстройство. Ибо, из-за своего физического недостатка (заметного каждому по причине его мальчишеского внешнего вида, сильной полноты и высокого голоса) он не был допущен в храме к жертвоприношению и к общему благословению священника во время утренней и вечерней жертвы. По сути, он был не лучше, чем набожный язычник. Все эти томительные мили, все эти недели пути, ради чего! Знаменательно, что Лука просто говорит, что он «приехал» в Иерусалим. Обычно употребляемое слово – «восходить» («алиях» - по-еврейски) – которое используется для такого святого паломничества, здесь совершенно верно не использовано.     

Однако это путешествие не было совершено абсолютно зря. Там в Иерусалиме он приобрел экземпляр текста Септуагинты (на греческом языке) свитка пророчества Исаии и читал его вслух, очевидно, для своего возницы колесницы и  некоторых из своих слуг (ибо, почти определенно, такая уважаемая личность должна была иметь свой собственный фургон).

 

Путешественник на попутном транспорте

Поскольку Филипп и наш евнух оба путешествовали по одному и тому же пути, то кто кого догнал? Наиболее вероятно, привал в пути дал возможность Филиппу подняться и подойти к другому путнику, который, возможно, воспользовавшись перерывом в путешествии, читал этот пленительный отрывок Писания своим людям.

Как только фургон был замечен, «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице». После этого Филипп, сейчас «готовый исполнить свою задачу, когда ему удобно», подбежал (правильно переведено в современном варианте русской Библии), чтобы сделать это и воспользоваться возникшей возможностью. Когда он приблизился, ему понадобилось услышать лишь несколько слов, прочитанных этим мальчишеским голосом, чтобы он понял, что за книгу из Писания читают. Или, может быть, евнух так увлекся, что даже после появления Филиппа продолжал чтение, не желая прерываться.

Когда же он, наконец, остановился, наступила очередь Филиппа воспользоваться своей возможностью: «Разумеешь ли, что читаешь?» В греческой фразе имеет место интересная игра слов. Здесь также есть и трудно уловимый слегка насмешливый подтекст: «Как могу разуметь?».

Этот ответ открыл замечательное смирение этого человека. Вместо того, чтобы обрушиться на Филиппа с грозным выговором за его самонадеянность по отношению к такой важной персоне как он, евнух предпочел признаться в том, что он ищет ощупью и не может найти: «Если кто (лучший, чем я) не наставит меня?».

Он все же упорно продолжал читать. Ибо, как объяснял один старый комментатор Библии: «Писание своей мелодичностью действует и завораживает даже такого читателя, который полностью не понимает его; так пряности передают свой запах через обертку» (Бенгель). Тот же писатель справедливо заметил, что «Филипп не начал, как это делаем мы, с разговора о погоде, новостях и тому подобном».

Тотчас и не из духа бескорыстия Филипп был приглашен сесть рядом в колесницу с его новым знакомым. «Продолжая путь» («Путь» - смотри следующую главу), Филипп объяснял (смотри гл.33).

 

Евангелие в Исаии

Та часть Писания, которую читал этот страстный искатель истины, была выразительным и волнующим пророчеством о Страдающем Рабе Господнем, идущем на суд и на закланье добровольно: «Как овцу на закланье вели Его .... Его унижали и отказывали Ему в правосудии (естественном для всего рода человеческого). И никто не может рассказать о его потомках (здесь двойной смысл: он будет отсечен, не имея детей? Или – кто будет в состоянии описать его новую семью? Сравните псалом 21:31), ибо жизнь его на земле закончена (опять двойной смысл: либо он безжалостно уничтожен, либо он воскрес живой из земли, или, может быть, он будет поднят с земли на небеса)» (современный перевод).

Евнух обратился с наиболее учтивым и смиренным вопросом к своему новому другу, даже не пытаясь замаскировать своего пыла, ибо здесь, в этой части Писания, явно содержалось неприятное для него положение, осуждающее тех людей, кто умирает, не имея детей. Тогда о ком же говорит здесь пророк? Я должен знать, ибо этот человек являлся жертвой за грех. За чей грех? За мой? И он восстает из своего бессилия и суда, оправданный Богом; могу ли и я разделить с ним его победу?

Тут Филипп глубоко вздохнул и начал. Он объяснял этот отрывок Писания как пророчество об искупительной работе Христа. И, поскольку сказано, что он «начал от сего Писания», можно предположить, что он «прочесал» весь свиток Исаии, принадлежащий евнуху, от начала до конца, постепенно создав полную и убедительную картину мессианской работы и будущего царства: от непорочного рождения (7:14) до царского величия (11:1). Несомненно, он говорил и о миссии Иоанна Предтечи, и о том, как на основе Исаии 40 Иоанн учил искуплению грехов посредством крещения покаяния (Матф.3:2: «Покайтесь»).

 

Негодный для крещения?

Слушавший это послание понимал его и уверовал в него с великим жаром. Наконец, в решающий момент, когда объяснение завершилось, они подъехали к воде. «Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне» (Ис.43:19). Это вполне мог быть ручей Давида (1Царств 17:40), сейчас хорошо наполненный ранними дождями после Праздника Кущей. Однако более вероятно (и сильная ранняя традиция поддерживает это), что это был один из «источников вод» в «южной земле», данных язычником Халевом, который «полностью следовал Господу», его дочери Ахсе как часть ее приданого.

Евнух увидел, какая возможность представилась ему, и со страстным криком прервал речь своего преподавателя: «Вот вода; что препятствует мне креститься?». Там в Иерусалиме он узнал из своего собственного грустного опыта, что Закон Моисея спасает не все категории людей. Он сам, еврей и более, чем обычные люди набожный, был исключен из общества Господня и лишен всех духовных привилегий, которыми храмовые пожертвования могли наделять других. Ну, а что же сказать об этом более полном прощении, этом лучшем спасении посредством Иисуса из Назарета? Было ли хоть одно место в Библии (подобное Втор.23:1), запрещавшее ему эту, более высокую честь?

Несомненно, улыбающийся Филипп опять проворно развернул свиток с Книгой Исаии и начал читать:

«Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы, и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» (56:4,5).

Единственное, что могло быть запрещено этому евнуху при принятии Нового Божьего Завета во Христе, - это безверие: «Если веруешь от всего сердца, можно». Сказал ли это Филипп, помня об апостольском опыте с двоедушным Симоном?

 

Текстологическая проблема

Только ли это сказал, в действительности, Филипп? Ибо эти слова и ответ евнуха пропущены или переведены в подстрочник во всех современных версиях Библии. Это вопрос специальных терминов в критике текстов. Факты таковы:

Этот стих 37 пропущен впечатляющей группой древних унциальных манускриптов, но включен в большое количество более поздних текстов и очень раннюю сирийскую версию; он процитирован Иринеем (конец 2 века) и другими «отцами». Также следует отметить, что с пропущенным стихом 37 есть, скорее всего, странный пробел в рассказе.

Общепринятая точка зрения состоит в том, что 37-ой стих не является частью оригинального текста, а добавлен церковью в очень ранние времена по необходимости, как думается, чтобы подчеркнуть важность личного признания веры. Все же, если произнесения  такого признания при крещении: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», (сравните с 9:20) – будет достаточно для хорошо подготовленного еврея, его вряд ли хватит в последние времена, когда лжеучения совершат свою вредную работу.      

 

Крещение

Очевидно, у Филиппа не было никаких сомнений. Колесница остановилась, и там же, быстро, но торжественно, совершилось таинство соединения с Христом. И вновь, это говорится больше для смиренного духа этого человека, который занимал высокую должность «вельможи», чтобы он подготовился появиться, возможно, в смешном виде в глазах его слуг – ибо ни один человек не выглядит после крещения величаво; действительно, как мог он пока открыто заявлять, что его собственная плоть так же бесполезна, как трава?

 

Объединились – разъединились

Как только эти двое были объединены как братья во Христе, они сразу были разъединены Духом Господа. Одна возможность состояла в том, что Дух проявился в вихре (сравните с Иоанн 3:8), чтобы унести Филиппа точно так, как Илия был схвачен от Елисея (4Царств 2:16-17), или как Иезекииль поднимался Духом для выполнения его миссии где-то в другом месте (3:14; 8:3). Если это так, то евнух просто продолжал свое путешествие на колеснице, когда увидел, что Филипп удаляется от него (4Царств 2:11-12). Замечательно то, что, если Илия не был «найден», ни в горах, ни в долине, где он пропал, Филипп же «оказался» в Азоте, в двадцати милях к северу от Газы. (По поводу другого возможного прочтения – смотрите примечание к стиху 26 и ср. «харпазо» в Иоанн 6:15).

Естественно, евнух не хотел прощаться со своим прекрасным другом, но был переполнен убежденностью и радостью от этого последнего проявления божественной власти, стоящей за тем посланием, которое он с таким жаром услышал и на которое отозвался. Поэтому он продолжал свой путь, радуясь, как это делает каждый хорошо подготовленный человек, прошедший святую церемонию крещения. Он оказался в одиночестве, но уже успел познать радость братского общения. Такой человек не будет довольствоваться тем, чтобы держать свою новую веру в себе, не разделив ее с другими. «Ефиопия прострет руки свои к Богу» (Пс.67:32).

Это значило, что радость евнуха была также даром Святого Духа (сравните с 13:52; 1Фесс.1:6), и, действительно, манускрипт под названием Codex Beza ясно говорит, что «Дух сошел на евнуха» (эта фраза перешла и в русское синодальное издание, в современном же русском переводе эти слова отсутствуют).  Однако это прочтение не подтверждается. С другой стороны, великая радость была среди самаритян (ст.8) еще до того, как Петр и Иоанн принесли им небесный дар. Поэтому на этой точке зрения вряд ли можно настаивать.

Филипп теперь продолжал свой путь на север по берегу, работая и проповедуя, несомненно, в таких местах как Лидда и Иоппия. Когда он пришел в Кесарию, он, очевидно, воссоединился со своей семьей и поселился там, ибо был там и через двадцать лет (21:8).

 

Примечания к 8:26-40:

26. Ангел Господень. Возможно, то же, что «Дух» (ст.29-30). В каждом месте это мог быть руководимый Духом брат, которого Филипп встретил и с которым пошел из Иерусалима. Может, это был Тит, который должен был знать Филиппа в Самарии? См. главу о Тите.

На полдень (на юг). Строго говоря, сказанное – тавтология, ибо никакой другой дороги из Иерусалима в Газу, кроме как на юг, не было.

28. Читал пророка Исаию. Возможно, что в Иерусалиме он слышал христианские проповеди, основанные на пророчествах Исаии, что побудило его приобрести для себя свиток этого Писания. Такая возможность не исключается стихом 34.

35. Начав от сего Писания. Сравните с Лука 24:27. Филипп, возможно, использовал тот же текст для доказательства, что и Иисус.

36. Что препятствует? Разговор о возможном запрещении крещения есть в 10:47; 11:17; Матф. 3:14. Важно увидеть, что в каждом из этих примеров правильный и подходящий ответ на запрещение таков: «Ты можешь чувствовать, что ты должен запретить крещение, но ты не должен делать этого». Не этому ли уроку мы здесь должны научиться?

37. От всего сердца. Нужно помнить, что в Библии «сердце» значит «разум», т.е. наше понимание, а не наши эмоции. 

Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. Сравните 1Иоанн 4:15; 5:5,13.

38. Удивительное смирение этого знатного человека не должно остаться незамеченным. Оно ясно проявляется вновь и вновь: ст.31, 34, 36, 38.

39. Важно показать параллельные места в 4 Царств 2:16,17,11,12: «Унес его Дух Господень ... и не нашли его ... колесница огненная ... и не видел его более». Но для чего это специальное сходство?

Азот значит «безжизненный». Вот почему Филипп должен был пойти туда.

40. Благовествовал. Это слово встречается 5 раз в этой главе: ст.4, 12, 25, 35, 40.

Дополнительные примечания:

Существуют удивительные и загадочные словесные связи между этим эпизодом и пророчеством Софонии:

3:10. «Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих».

3:11. «Не будешь больше превозноситься на святой горе Моей» (еврейское бесцеремонное неприятие таких людей, как евнух).

3:12. «Они будут уповать на имя Господне».

3:14. «Веселись и радуйся от всего сердца».

3:18. «Сетующих о торжественных празднествах Я соберу» (евнух не принимал участия в Дне Очищения?).

2:3. «Взыщите Господа, все смиренные земли».

2:4. «Газа будет покинута ... Азот будет выгнан среди дня».

2:12. «И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим» (Слово Божье, проповеданное в Ефиопии?).

2:11. «Ему будут поклоняться, каждый со своего места».