> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

 

 

23. Гамалиил (5:33-42)

 

Смелое возражение Петра против обвинения первосвященника Каиафы не просто поразило собравшийся Синедрион, но они чрезвычайно разозлились: „разрывались от гнева“ (буквально, у Луки, - „насквозь распилило их“). Замечательная противоположность той толпе, которая слушала Петра в День Пятидесятницы: слова Петра „пронзили их сердце“, т.е. их мучила совесть (2:37 в оригинале; в русском же переводе - они „умилились сердцем“).

Эти начальники „умышляли“ умертвить апостолов. Такова была их злобная реакция, которую они не осмелились довести до конца.

В этот момент Гамалиил, неоспоримый лидер тамошнего фарисейского большинства, встал, чтобы дать другой совет.

Этот Гамалиил был одной из величайших фигур среди евреев первого века, первым, кому был присвоен почетный титул Раввина. Он был потомком Давида, а потому, в некотором смысле, состоял в родстве с Господом Иисусом, ибо дом Давида был совсем немногочисленным в те дни. Традиционно считается, что он был родственником Никодима и предоставил убежище в своем доме этому достойному человеку, когда тот подвергся гонениям иудеев за то, что объявил о своей вере в Христа. Дедом Гамалиила был великий законоучитель Гилель, который в свое время руководил школой фарисеев, соперничающей со школой сурового Шамая. Возможно, хотя это и не является несомненным фактом, что отцом Гамалиила был благочестивый Симеон, благословивший младенца Иисуса в храме (Лука 2:25). Сам Гамалиил был достаточно взрослым, чтобы лично присутствовать в храме в тот замечательный день, когда Иисус, будучи мальчиком, удивлял ученое собрание своим разумом и ответами (Лука 2:46).

Во время этого суда над апостолами и в течение еще почти двадцати лет, Гамалиил признавался наиболее прославленным членом Синедриона своего времени.

Поэтому, когда этот уважаемый человек приказал увести апостолов из палаты, никто не возразил.

 

Искусная защита

За этим следует замечательный отрывок, описывающий защиту:

„Не забылось ли уже восстание Февды? Он провозгласил себя Мессией и собрал вокруг себя войско из четырехсот человек. Помните, как он повел их к Иордану, обещая, что воды реки расступятся перед ним, как перед Иисусом Навином? Но еще до того, как это или какое-то другое чудо смогло произойти, они были разбиты конницей римского правителя. А во время переписи в конце правления первого Ирода, вспоминаемого нами с проклятьями, случилось множество удивительных и потрясающих историй, и некий Иуда Галилеянин воспользовался всеобщим волнением, чтобы заявить, что он - Мессия. Однако скоро он стал мертвым Мессией, а его последователи рассеялись“.

Выступая с этой речью, Гамалиил не знал, что несколькими годами позже сыновья этого Иуды возродят его движение столь энергично, что, в качестве партии зелотов (или „ревнителей“), оно продолжало оставаться вплоть до 70г. Р.Х. самой сильной и яростной группировкой в Израиле.

 

Совет Гамалиила

Он же продолжал:

„Поэтому я советую вам извлечь уроки из истории и осторожно подойти к этой ситуации. Если это обман и мошенничество, то тогда это движение Иисуса из Назарета рано или поздно само потерпит крах. Однако если оно от Бога, вы ничего не сможете предпринять, чтобы разрушить его. Вспомните, как вам однажды посоветовали: „Если оставим Его так, то все уверуют в Него... лучше нам, чтобы один человек умер за людей“. Поэтому вы не оставили его в покое, - и теперь мы все еще имеем эту проблему. Мой совет, поэтому, таков: вместо того, чтобы делать мучеников из этих людей, которые не представляют из себя ничего особенного, откажитесь от любых радикальных действий и оставьте это движение, пока оно само не истощится, что обязательно случится, если оно ничего не стоит. С другой стороны, если эта новая группа , действительно, находится под Божьим руководством, хотите ли вы использовать силу своей власти против Бога?“

Превосходная искусность этой речи Гамалиила заключалась в том, что все это было сказано неискренне: он сам не верил своим аргументам! Тем не менее он сумел не только повести за собой свою собственную партию, но также сделать так, чтобы любые возможные возражения со стороны саддукеев произвели впечатление мелочи и пустяка.

 

Тайно сочувствующий?

Ракхэм так прокомментировал эту речь: „По-видимому, здесь имела место хитрость“. Однако что это за хитрость?

Самым лучшим ответом на этот вопрос является предположение, что Гамалиил воспользовался всеми своими замечательными способностями, чтобы защитить апостолов и их движение, не показывая, что он делает это. Очень похоже на то, что он, под влиянием Никодима и Иосифа Аримафейского, был скрытым учеником. (Существуют признаки того, что ранняя церковь твердо верила, что это является фактом). Осторожно замаскировав свои личные убеждения, он делал все, что было в его власти, чтобы спасти последователей Иисуса от самым суровых преследований.

Подумайте, в первую очередь, насколько неубедительным был его основной аргумент: если это движение не руководится Богом, ничто не может благоприятствовать ему. Если же оно от Бога, вы не сможете сделать ничего, чтобы его подавить.

Один из собственных примеров Гамалиила разрушил его тезис, ибо, хотя Иуда Галилеянин был убит (как и Иисус), его партия очень скоро развила неудержимую энергию.

Опять же, примените тот же самый аргумент к таким движениям как папство или коммунизм, и сразу обнаружится его несерьезность. С другой стороны, примените его к Евангелию Христа, и снова Гамалиил окажется безнадежно не прав, ибо огромное количество доказательств в Новом Завете говорит о том, что даже до того, как апостолы сошли со сцены, Истина Христова „размывалась“ с феноменальной скоростью.

Оправдано ли подозрение, что Савл Тарсянин, присутствовавший на этом собрании, прекрасно видел обманчивость аргументации своего почтенного учителя, но слишком сильно уважал его, чтобы выступить с возражениями или критикой? Вместо этого, при первой же возможности, он публично проявил свое несогласие, усилив жестокие преследования тех, кого его учитель искусно защитил.

 

Другие основания для подозрения

Другие подробности соответствуют такому заключению о Гамаииле:

а. Он говорил (ст.37) о том, как Иуда Галилеянин „увлек“ за собой много народу. Однако именно так, и сам Гамалиил должен был хорошо это знать, говорил Закон о лжеучителях и лжепророках (напр., Втор.18:10,13). Таким образом, само Писание требовало от лидеров народа принять самые решительные меры для подавления этого зла. Когда Гамалиил использовал столь тенденциозный язык, он ходил по очень тонкому льду!

б. Его слова: „Если это дело - от человеков... а если от Бога,“ - в греческом оригинале несут немного иной, но очень знаменательный оттенок: „Если бы было это дело от человеков... а если оно (есть) от Бога“. Таким образом, сослагательное наклонение в первой части выражения заменено на изъявительное - во второй, что, если поразмыслить, конечно же, подсказало бы бдительному слушателю, что оратор принял сторону учеников: „Это есть Божье движение“.

в. Эта немногословная фраза: „от человеков... от Бога“, - вполне могла быть заимствована у самого Иисуса, ибо в своем великом последнем выступлении в храмовом дворе Господь сам спросил: „С небес было, или от человеков?“ (Лука 20:4). Кажется достаточно вероятным, что Гамалиил участвовал в этом столкновении, ибо известно, что позже он использовал против саддукеев тот же аргумент для доказательства воскресения, которым с такой убедительностью воспользовался сам Иисус в подобном случае (Лука 20:37; „Studies in the Gospels“, гл.165).

Заслуженно или нет, но великий учитель увлек собрание за собой, возможно, только силой своего огромного личного авторитета среди партии фарисеев, составлявших большинство. Действительно, его предостережение, чтобы „не оказаться богопротивниками“, вонзилось в сознание слушателей, ибо через много лет его слова цитировались в Синедрионе во время еще большего спора о том, как осудить Павла (23:9).

 

Опять на свободе

Апостолам было приказано вновь прекратить всю свою пропаганду и учение об Иисусе. Затем, в качестве наказания за нарушение ими предыдущего вето (4:18), они все подверглись порке - „по сорока ударов без одного“ - и были отпущены. Читателю остается только догадываться, какого сорта наказание было бы назначено им, если бы Гамалиил порекомендовал: „Сделайте все возможное, чтобы подавить деятельность этих людей“.

Апостолы, ничуть не ослабленные случившимся с ними, помнили утешение их Господа: „Радуйтесь и веселитесь, ибо... так гнали и пророков, бывших прежде вас“ (Матф.5:11,12). Они пострадали „за Имя“ - Имя, бывшее позорным в устах их противников (ст.28; 4:17), но считавшееся ими самым славным.

Итак, их служение возобновилось с новой силой. Несмотря на строжайший запрет собрания во дворе храма продолжались. Люди были на стороне апостолов, и начальники не отваживались больше ничего делать против них.

Однако некоторые люди, боявшиеся новых столкновений с властями, проявляли определенную робость. Поэтому ради них служение активно велось и в домах братьев по всему городу.

 

 

Примечания к 5:33-42

33. Разрывались. Ср. с 7:54; 1Парал.20:3, где сказано: „умерщвлял их (разрывая) пилами“.

34. Существовало два Гамалиила по линии знаменитого Гилеля:

Гилель - Симеон I - Гамалиил I (умер в 57-58г.) - Гамалиил II

35. Подумайте сами с собой. Дипломатическая апелляция к личной заинтересованности.

36. Февда. Поскольку Иосиф Флавий упоминает восстание только одного Февды в 44-45г.г. Р.Х., многие критики обвиняют Луку в путанице с датами в этом месте. Однако разве не могло существовать какого-то иного мессианского движения под руководством другого Февды (сокращенное имя от обычного Феодора)? Это кажется вероятным, ибо у Иосифа упоминается „великое множество“ последователей, что не соответствует „четырехстам“ людям Луки. Полезно отметить также, что Иосиф пишет не менее чем о четырех лидерах восстания по имени Симон и еще о трех по имени Иуда, и все это - в течение десяти лет. Один очень важный бунтовщик против Ирода Великого в 4г. до Р.Х. звался Матиасом, что является еврейским эквивалентом имени Февда.

За какого-то. Использовано для избежания упоминания титула „Мессия“; ср. со ст.28.

Был убит. Молчаливая ссылка на ст. 30, к примеру.

36-37. Рассеялись; рассыпались. Контраст с 8:4. Возможно, это намеренная осторожная ссылка на Числа 10:35.

38. Оставьте их. Codex D добавляет: „Не пачкайте своих рук,“ - возможно, это ссылка на Еккл.7:18: „Не отнимать (не загрязнять) руки от другого; потому что, кто боится Бога, тот избежит всего того“.

Это предприятие и это дело. Об этом ли говорится в Иер.32:19 (контекст) или в Ис.8:10,11,14 (которое Иисус и Петр использовали против начальников)?

40. Били. Втор.25:3; 2Парал.29:34.

41. Удостоились... бесчестие. Ср. с 2Кор.6:10. Эта тема развита в 1Петр 2:20-21; 3:14,17; 4:1,12-19; 5:1,10. Отметьте замечательное созвучие с Ис.48:9.