Сила основ

Приложение 2: Вдохновение с Богом

Однажды у меня зашел разговор о молитве с одной удрученной жизнью женщиной. “Вы молитесь?” - спросил я. “Да, - ответила она, - но это происходит так, как будто одна часть моего мозга молится другой его части, черному ящику, который я называю то Богом, то Иисусом”. И я понял, что она имела в виду, ибо это подобно тому фарисею, который “молился сам в себе”. Настоящий, живой Бог и действующий Господь Иисус могут быть так далеки от нас, точно также как и все познанные нами истины, которые мы сейчас знаем и повторяем. Нам совершенно не понятны пути их, особенно, когда среди нас возникают всякого рода неурядицы, когда возникает искушение бросить всё, во что мы верили, чувствуя, что Бог удалился от нас. Однако и у Бога есть чувства! Он по-настоящему существует и живет, слышит всё и всё знает, даже если при этом и не находится в непосредственной близи от нас. На чувства Отца и Сына, на Их ни с чем несравненную чувствительность, очень сильно влияет всё то, что происходит пред лицем Их. И вот об этом-то мне и хотелось бы сейчас поговорить.

2-1 Уподобление Бога человеку

Израиль очень часто уподоблялся невесте, жене Божией (Ис 54,5; 61,10; 62,4,5; Иер 2,2; 3,14; Ос 2,19,20). Именно по этой причине о любом отступничестве от Бога говорится, как о вероломстве, или же как о блуде (Мал 2,11; Лев 17,7; 20,5,6; Вт 31,16; Суд 2,17; 8,27,33; Ос 9,1). Слова о том, что Израильтяне “совершенно предались блудодеянию”, создают в воображении жуткую картину. А ведь именно такие чувства возникают у Бога по отношению к нашим вероломным мыслям и поступкам. Именно поэтому Бог ревнует (Исх 20,5; 34,14; Вт 4,24; 5,9; 6,15) - ибо Он так сильно любит нас. Он хочет, чтобы мы полностью принадлежали Ему одному. Так Израиль не должен был уподобляться ни Египту, из которого он вышел, ни Ханаану, куда он шел (Лев 18,1-5; 20,23,24). Мы должны быть исключительно Его народом. Бог имел в виду именно это, когда говорил, что Его привело “в сокрушение блудное сердце их” (Иез 6,9 - по некоторым переводам, например, AV). Только подумайте - грешный человек может сокрушать сердце Всемогущего Бога. Интонации речи Бога в книге пророка Иеремии очень разнообразны, то они обрывисты и грубы, то выдают душевную боль глубоко влюбленного человека, то умоляют о возвращении назад, для того, чтобы начать все с начала. Он говорит о Себе, как о любовнике, который увлек Израиль Своей любовью в пустыню. Он ощущал боль отвержения Израиля, испытывая те же самые чувства, что и любой, оказавшийся в таком положении, человек. В книге Осии обо всех Его чувствах рассказывается на примере описания человеческой жизни. Осия, будучи образом Бога, женился на, мягко говоря, легкомысленной женщине по имени Гомерь, тем самым своей супружеской жизнью наглядно показав отношения Бога со Своим народом. Образ Бога, обманутого в своих ожиданиях возлюбленного, явленный Осией и Иеремией, должен оказывать на нас глубокое впечатление. Бог может описывать Себя очень ярко и правдоподобно, как, например, когда Он говорит об Израиле, которого Он придавит так же, “как давит колесница, нагруженная снопами” (Ам 2,13). И в этом видно человеколюбие Божие, Его милосердие и сострадание к тем, кого Он сотворил, Его сочувствие им. Бог, сотворивший все живое, нисходит до чувств Своих творений. Одной из мучительных мыслей, не дающей покоя, является отношение Божие к тем, кто старается взыскать Его. Его обращение к нам вдохновляет на коленях умолять Израиль и всех, всех остальных людей не отворачиваться от любви Божией, от Его любви, которая так похожа на человеческую любовь, описанной в Евангелиях, и на которую мы отвечаем взаимностью каждый день и каждый час. Необходимо уважать Его чувства. Мы сильно рискуем тем, что своим изучением Бога, своим желанием обязательно увязать Его догматическими положениями, мы связываем Его словами и понятиями да так, что уже не различаем Его, как живого, чувствующего и страдающего Бога, теряя силу и глубину чувственного отношения с Ним, теряя то, чего Ему бы хотелось видеть в нас более всего.

В книге Иеремии существует много примеров описания чувств Божиих, сравниваемых с чувствами любви человека к своему народу. Так Он говорит Иеремии не молиться больше за народ, ибо Он не будет больше слушать молитвы за него. Однако, под конец, народ приходит к Иеремии с просьбой помолиться за них, и Иеремия выполняет их просьбу. И Бог слышит его, потому что жалеет “о том бедствии, какое сделал вам” (Иер 42,7,10). Бог, у Которого нет раскаяния, такой Бог, и вдруг пожалел. Здесь Он уподобляется любящему отцу, который, наказывая по заслугам ребенка, вдруг останавливается на середине, чувствуя, что он слишком суров к нему. Несмотря на то, что Он наказывал Израиль меньше, чем того заслуживало их нечестие, Он все равно чувствовал, что наказание для них слишком велико. “Ибо не овдовел Израиль и Иуда от Бога Своего... хотя земля их полна грехами пред Святым Израилевым” (Иер 51,5). Бог обещал, если они не перестанут грешить, оставить их. Они продолжали грешить. А Бог не мог заставить Себя совершенно полностью оставить их. К своему стыду народ продолжал отворачиваться даже от такого Бога, каким был и остается их Бог, от Бога, Который раскаивается в причиненном Им зле.

Очень трудно поверить, что Бог в действительности имеет такие глубокие чувства по отношению к нам. Очень трудно поверить, что когда ты решился поведать об истине своему коллеге по работе, или стараешься обуздать свой язык в семейной неурядице... ты тем самым наполняешь сердце Всемогущего Бога радостью. Уже одной этой мысли достаточно для того, чтобы в корне изменить жизнь и поведение человека. Нам всем свойственно бороться с чувством собственной неполноценности. Я всегда полагал, что это чувство, которое я предпочитал таить от других, присуще мне более, чем кому бы то ни было из всех моих знакомых. Однако, чем больше и лучше узнаешь людей, тем больше становится очевидным, что чувство неполноценности, недооценка самого себя, присуща подавляющему большинству людей. Мы ощущаем это чувство будучи рабочими, студентами, родителями, супругами... всегда опасаясь того, что мы не соответствуем всем необходимым требованиям. Но то же самое чувство не покидает нас и тогда, когда мы предстаем пред Господом. Мы же должны забыть свое чувство неполноценности хотя бы потому, что мы во Христе, потому что мы облеклись в праведность Христову. А если мы облеклись в Него, то как можно чувствовать себя неполноценным? Мы все склонны притягивать разные места из Библии, чтобы оправдать свое ощущение того, что мы никогда не сможем быть угодными Богу, например, Ис 64,6, где говорится о том, что “вся праведность наша - как запачканная одежда”. Однако здесь ясно говорится о беззакониях в Израиле, тогда как праведная часть его была угодна Богу. Так что мы можем быть Божиими угодниками! И об этом удивительном чуде не стоит забывать. Было метко подмечено, что “для любого из нас главной целью всей жизни является постоянное увеличение познания Бога всеми возможными и доступными для нас средствами, ради восхваления и благодарения Его. Делая это во славу Его... мы восхваляем Тебя, называя Тебя Святым, поклоняемся Тебе и превозносим Твою славу, благодаря Тебя за ни с чем несравненное Твое величие”(1).

Действительность существования Бога

Одним из самых больших лжеучений всех времен является учение о Троице, утверждающее, что единый Бог состоит из трех личностей, из трех ипостасей. Теологи поклонения Троице заимствовали слово “ипостась” из латинского языка, куда оно перешло из греческого, где оно означало маску, надеваемую актером во время игры в спектакле. Для нас же Бог не существует в ипостасях. Для нас Он существует, как Бог Отец. Наш Бог реален, по-настоящему живой и существующий Бог, отвечающий в жизни на наши молитвы, Который не играет роль, и никого не изображает нам под маской. И мы знаем о Нем всё то, что было открыто Им о Себе в Его слове, Библии. Само собой, что в ней не может быть все сказано о Нем, однако то, что сказано, являет воистину Его настоящим и живым Богом. А познание Его таким, каков Он есть, оказывает сильнейшее влияние на все наше существование. Пророки очень часто призывали “познать Бога” для того, чтобы полностью изменить жизнь народа под воздействием такого знания. Новый завет был заключен со всеми нами для того, чтобы мы смогли “знать” Яхве. Об этом так сказано в Иер 31,34: “Все сами будут знать Меня... потому что Я прощу беззакония их”. Познание Бога заставляет человека покаяться, и покаяться по-настоящему, распростершись на коленях, что и приносит ему самое настоящее прощение и ощущение его. День за днем. Ночь за ночью. Хотя может быть и так, что те, кто во Христе, могут на деле, совсем и на знать Бога. Так, например, Павел, наставляя экклесию Коринфа, упрекал их в том, что некоторые из них не знали Его (1Кор 15,34).

В виду всех этих причин, я могу придти к единственному заключению о том, что когда мы читаем о Боге, который испытывает те же самые чувства, что переживает любой влюбленный человек, когда Он чувствует и действует в соответствии со Своими чувствами, когда Он гневается, или глубоко грустит в сердце Своем, или же в отчаянии надеется, что “постыдятся сына моего”... тогда я вижу перед собой настоящего и живого Бога. Я не верю, что все это просто идиоматические и образные выражения человеческой речи, какими Бог описывает Себя для пущей понятности, ибо эти слова выдают настоящего Бога, Чье сердце по-настоящему и истинно кровоточит. Каждого, из посланных Им пророков, Он посылал с раннего утра (Иер 25,4). Нужно очень хотеть, чтобы встать рано утром, еще до того, как зазвонит будильник. В каждое слово, сказанное пророками, Бог влагал большое значение и смысл, а потому нам необходимо никогда не забывать об этом и очень внимательно вчитываться в каждое слово. Думаю, что люди специально придумали слово “антропоморфизм” для того, чтобы попытаться объяснить, как и почему Бог говорит о Себе именно человеческим языком, являет Себя нам человеческими понятиями. Иными словами, когда мы читаем о руке Божией, то на самом деле у Него нет никаких рук, когда читаем о Его сердце, это совсем не означает, что у Него на самом деле есть сердце (ум), а когда читаем о Его удивлении или боли, то читаем о том, что Ему, как Богу, все эти чувства не ведомы. Все это, как говорят, - “антропоморфизм” - “представление божества в человеческом образе”. В их представлении Бог, описанный в обрезе глубоко любящего мужа, является всего лишь смутным, красивым и цветистым выражением. Возможно я кажусь слишком примитивным, слишком простым деревенским парнем из глубинки, пытающимся спорить с великими учеными богословами... ибо я, во всех этих “красивых и цветистых выражениях” встречающихся в изобилии в Писаниях, действительно вижу настоящего и живого Бога. В них не может быть “смутности”, ибо они говорят и описывают такого Бога, каков Он есть на самом деле. Иначе Бог оставался бы для нас совершеннейшей загадкой, а Его слово ничего не открывающим о Нем пустым набором слов. А с этим я никак не могу согласиться. Мы сотворены по образу Божию. Нам знакомы родительские чувства и безответная любовь, а потому, когда Бог говорит о том, что и Ему небезызвестны те же самые чувства, я верю, что и Он испытывает то же самое на самом деле. Верю, что для Него слова - не пустой звук, и что то, о чем Он говорит, является правдой.

Наши братья очень часто и очень правильно напоминают нам о том, что мы, наподобие древнего Израиля, точно так же можем впасть в идолопоклонство. Наш мир, наша жизнь и наши сердца преисполнены всем тем, что необычайно легко может превратиться в идолы. Можно спросить, ну, и что, по большому счету, такого плохого в идолах? Лично мне кажется, что идолы просто опошляют того чудесного Бога, о Котором мы говорим. Идолопоклонство помещает Всемогущего Яхве Израиля в один рад с деревом и камнем, рядом с блистательной карьерой, или же новым домом, или, всем тем, что уничижает удивительное величие Божие и наше стремление к Нему. Каждый раз, снова и снова наше внимание отвлекается от Бога мелочными и суетными вещами - починкой автомобиля, протекающим краном, разбитым окном. Можно взвыть от того, насколько часто подобные вещи происходят с нами, отвлекая, уводя нас от Бога.

В 11-й главе книги Осии Бог уподобляет Себя отцу Израиля, который учит свое малое чадо ходить. Когда ребенок делает свои первые шаги в руках отца, отец испытывает неописуемую радость и волнение. Возбужденный и радостный отец готов поведать всему миру о первых неуверенных и шатких шагах своего детища, при чем совсем не важно как велик и силен этот человек в мире сем. И как раз таким Отцом был Бог для Своего народа, именно таким Он является и для нас, делающих первые неуверенные шаги после крещения. Он испытывает то же самое возбуждение и ту же самую радость, какие испытываем мы, сотворенные по образу Его. Вспомните, какие чувства обуревали Бога по отношению к Своему сыну Израилю прежде, когда Он оплакивал его с великой болью: “Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль?” Он слишком хорошо помнил детство Израиля. Именно поэтому Бог решил изменить Свое решение о полном отвержении Своего заблудшего сына, а потому и сказал ему, что, несмотря на то, что его рана неисцельна, Он все же исцелит его (Иер 30,12,17).

Примечания

(1) J.R.R. Tolkien.

Оглавление