> Оглавление >

1-1-8-1 Обнаженное распятие?

19 См. 21. Очень может быть, что Господь был распят обнаженным, тем самым разделив стыд наготы Адама. Стыд, позор, поношение креста особо подчеркивается (Евр 11,26; 12,2; Пс 30,18; Пс 68,7,8,13,20,21). И мы также призваны разделять такое же поношение. А потому необходимо чтобы через проповедование, что является обязанностью каждого из нас, было явлено открытое исповедание нашей веры перед всем враждебным миром. Если мы уклоняемся от проповедования, то мы снова выставляем на позор обнаженного Сына Божия, снова распинаем Его обнаженным и ругаемся Ему (Евр 6.6). Его распяли обнаженным, а солнца не было видно в течение трех часов. Ему должно быть было холодно, очень холодно (Ин 18,18). Существуют свидетельства о том, что Римляне обычно распинали на кресте людей обнаженными [Artemidorus Daldianus (Oneirokritika 2.53)]. Во втором веке было написано следующее: “его обнаженное тело даже не думали прикрыть чем-нибудь от посторонних взглядов. А потому погасли небесные светила, день померк, дабы не было видно того, как обнаженный висел на кресте” [Melito of Sardis; (On the Pasch 97)]. Древние резные украшения с изображением Иисуса отличаются тем, что на них Иисус изображен обнаженным.

Бросали ли воины жребий непосредственно на Его хитоне (Мф 27,35)?

Есть все основания полагать, что Иудеи постарались причинить Господу максимально больше позора и боли, а потому Он и был распят обнаженным. Есть мнение, что “одежды, которые носил приговоренный к распятию, не обязательно требовались истязателями” [T. Mommsen The Digest Of Justinian 48.20.6]. То, что воины разыгрывали Его одежды, еще раз говорит о том, что с Господом обращались беззаконно (о чем подчеркивают Писания), нанося Ему как можно больше бесчестья. Об этом свидетельствует не только Библия, но и Премудрость Соломона (гл 2,12-20), книга, которая должно быть была хорошо известна всем Иудеям, и в которой, на удивление, можно найти много совпадений с жизнью Господа среди Иудеев.

“Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших... и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет”.

Мысль о том, что Господу на кресте старались доставить как можно больше боли и позора, увы, подтверждается и Сенекой, когда он пишет, как на кресте распинали, прибивая к кресту гениталии (Dialogi 6.20.3). В этом свете разрешается парадокс Ис 53 – Господь, не имея возможности иметь Своих Собственных детей, породил во всем мире множество духовных чад, принадлежность к числу которых является величайшей честью.

Есть что-то необычное в верхней одежде Господа. По-гречески, она в Ин 19,23,24 называется “хитоном”, но “хитоном”, в переводе 70-ти в Быт 37,3 также называется и разноцветная одежда Иосифа. Иосиф Флавий в “Иудейских древностях” (3.7.4), пишет, что первосвященник одевался в “льняной хитон”, который также не должен был раздираться (Лев 21,10). Таким образом умирающий Господь представляется первосвященником, который, как в день очищения, провозглашает приобретенное прощение для Своего народа, заповедуя благовествовать о нем всему миру.

Одежда не должна была раздираться. В ней не должно было быть разделений. Ахия разодрал свою одежду на двенадцать частей, что было образом разделения Израиля (3Цар 11,30,31). Таким образом неразорванный хитон Господа может быть наглядным образом единства Его народа, сплоченного Его смертью (Ин 11,52; 17,21,22). А это значит, что мы никак не можем разделяться пред лицем Его. Ведь сеть, которой Господь собирал Свой народ также не прорвалась (Ин 21,11). Обратите внимание на то, что обо всем этом написано было Иоанном, как будто он лучше других понимал, какое единение дается крестом.