Ветхий Завет с комментариями Данкана Хистера
info@hristadelfiane.org

1:5. Книга, написана о браке вне веры и жизни в миру, которая не может быть благословенна, об оставлении народа Божия (и не важно при этом, как далеко он отступил от истины).

1:8,9. Ноеминь без затруднений при своих языческих родственниках называла имя «Яхве». Она не скрывала своей веры, хотя у Моавитян и были свои боги.

1:16. В Ин 20:17 воскресший Иисус подчеркивает ученикам, что их Отец – Его Отец, что их Бог – Его Бог. Похоже, что здесь Он ссылается на Руфь 1:16, где ее упрашивают остаться в Моаве (как Мария умоляла Иисуса?) Она же говорит, что, несмотря на то, что она из другого народа, она все равно пойдет со своей свекровью, а ее народ будет ее народом, и ее Бог - ее Богом. Другими словами: ладно, мы из разных народов, что, в общем-то, и не важно для наших отношений. Я так сильно привязана к тебе, что твой Бог является моим.

1:17. Клясться богом означает, что клянущийся принял этого бога как своего. То, что Руфь клялась Яхве, означает, что Яхве, благодаря её тихой свекрови, стал ее Богом. Руфь действительно полюбила Бога Израиля. Она сама захотела выйти еще раз замуж после смерти своего мужа, ибо считала себя причастной к Израилю. Как принято, это история со счастливым концом, хотя в начале Руфь этого и не знала. Заметьте, что с человеческой точки зрения, жизнь Ноемини совсем не сложилась. Если бы Руфь искала Бога, который сразу же благословляет Своих поклонников, она бы пошла не к Яхве, ибо всё, что она видела и знала о Нем, было из ее семьи. Ноеминь не ожидала никаких немедленных выгод от своего Бога. Единственно на что могла рассчитывать Ноеминь, Его духовная благодать и надежда на грядущее Царство. Так и нас должно привлекать не само содержание книги «Руфь», а пример Ноемини.

2:12. См комментарии к 3:7. Полная награда. Во 2Ин 1:8 повторяются эти слова в связи с тем, что усилия по знанию и вере во Христа, получат полную награду за это. Здесь «полная награда» была дана Руфи за то, что она трудилась целый день, подбирая колосья на поле. Возможно, этот намек был сделан потому, что «избранной госпожой», которой писал Иоанн, была новообращенная вдова, такая же, как Руфь. Главным же было то, что нам нужно также упорно трудиться, ежедневно подбирая колосья на Божией ниве, чтобы познать Господа Иисуса Христа.

2:14. Предложение есть хлеб было дружеским знаком. То, что Господь Иисус предлагает нам вместе преломлять с Ним хлеб, является знамением Его желания быть с нами ближе.

2:20. Близок к нам... из наших родственников. Яхве у Исаии часто называется «гоэл», «Искупитель» (Ис 41:14; 43:14; 44:6,24; 47:4; 48:17; 49:7,26; 54:5,8). Искупитель мог выкупить близкого родственника из рабства или же проданное в тяжелые времена имущество (Лев 25:25,26,47-55). Настолько становится близким нам Бог во Христе. Таким образом, Вооз был для Руфи олицетворением Бога, взяв ее замуж. Так и в Христианском браке муж олицетворяет Христа Спасителя (Еф 5:23).

3:7.  Руфь является чудесным примером человека духовных целеустремлений. В те времена было неслыханным делом, чтобы женщина вот так просто подошла к мужчине. Она же тем, что подошла к нему, открыла у ног его и легла, показала, что хочет видеть в нем человека Божия (ст 7,9 = 2:12). Она пошла за ним (ст 10), бедная чужестранка язычница, желающая стать причастницей Израиля, чтобы дальше жить по духу закона. И она добилась своего.

3:16-18. В литературе времён написания Библии трудно найти рассказы, посвященные одной исключительно женщине. Если женщины и упоминались, то только в связи с героями повествования, мужчинами. Разговор же Елисаветы с Марией записан без упоминания мужчин (Лк 1:39-55). В Писаниях есть и другие подобные места, например, здесь, в книге «Руфи» (1:6-2:2; 3:6-18; 4:14-17). Во всех этих местах читателю предлагается посмотреть на происходящее с женской точки зрения. Было бы неверно утверждать, что Библия написана мужчинами и только для мужчин, ибо для Бога важны все люди, каждый человек в отдельности, как мужчины, так и женщины. В этом-то и состоит главное отличие Библии от литературы того времени.

4:5. Мужчина должен был в некоторых случаях выкупать имущество умершего близкого, женившись на его жене. А это вело к многоженству (понятно, что у Вооза были и другие жены), к положению, когда так или иначе необходимо было нарушать закон (в данном случае закона о браке, установленного в Едеме: один муж – одна жена), ради другого закона – восстановления семьи в угасающей семье брата. Бог допускает духовную жизнь не только в черно-белых тонах, дабы наши личные моральные споры, молитвы и размышления над словом Божиим, являли, нашу духовную суть, а не только слепое повиновение букве закона.

4:6. Чтобы не расстроить своего удела. Он считал, что, если у него будут дети от другой жены, помимо имеющихся, тогда оставленная им в наследство земля вызовет споры между его детьми и детьми Руфи. Из 2:3 видно, что поля разделялись полосами, каждая полоса принадлежала уже другому. Лучше было обладать одним большим полем, чем полем, разделенным на части. Этот родственник не хотел «расстраивать», или делит свое наследие, он хотел оставить его неприкосновенным. Его не волновало наследство брата, он заботился только о своем. Вооз же заботился и о наследии брата, а потому был готов «расстроить» свой наследственный удел, разделить его, за что и получил, как положено, удел вечный, ибо благодаря Руфи, стал прародителем Иисуса (4:21).

4:15. Езекия плакал о том, что может умереть не оставив наследника (Ис 38:12) как и те, кто, ради Царства, остаются евнухами (Ис 56:3-8). Бывает так, что человеческое желание иметь наследника, или «дом», переживает его самого. Им же обещается имя в доме (семье) Божьем в Царстве гораздо лучшее, чем имена сыновей и дочерей в этой жизни (Ис 56:5). И об этом говорится здесь, где сыновья Руфи называются лучше сыновей Ноемини. Другими словами: главное в отношениях Руфи и Ноемини в том, что они охотно променяли свое замужество с неверными ради Бога Израилева, что является прообразом наших отношений с Богом.